Миронов В.В. Почему люди вступают в брак, или семейные сценарии с точки зрения соционики

Введение.

Идея семейных сценариев не нова в общей психологии. Основной ее смысл сводится к тому, что дети бессознательно повторяют поведение родителей или пытаются воспроизвести семейную среду, выбирая себе в супруги людей, похожих на их родителей. Чаще всего в психологических статьях указывается на негативный оттенок такого копирования. Например, если отец пил, дочь находит мужа, который тоже злоупотребляет спиртным.Почему люди вступают в брак?

Эта статья является попыткой взглянуть на идею семейных сценариев с соционической точки зрения. Насколько известно автору статьи, данная работа является в этой области первой.

Почему люди вступают в брак? Чем руководствуются при принятии столь важного решения? Вопрос для соционики отнюдь не праздный, учитывая, что семейное консультирование постулируется как одно их основных прикладных направлений этой дисциплины.

Между тем, исследований на тему типологического состава семей в соционике не просто мало, а ничтожно мало. А те, что есть, акцентированы на дуальных отношениях. По одной выборке получается, что едва ли не половина браков заключается между дуалами [1]. По другой – результаты гораздо скромнее – всего 17% [2].

Автор допускает, что в разных городах и возможно странах этот процент разнится, однако, обращает на себя внимание величина расхождения – два с половиной раза. Данное исследование по результатам ближе ко второму, проведенному Е. Филатовой (разница в один процент, возможно, обусловлена статистической погрешностью).

Явное выделение дуальных отношений по сравнению со всеми остальными интертипными отношениями проходит красной нитью через многие работы. В целом ряде Интернет-источников отношения полного дополнения описываются как идеальные для брака, а в некоторых – причины личной неустроенности, отсутствие семейной идиллии объясняются отсутствием дуала. Таким образом, дуал, точнее брак с дуалом очень быстро становится панацеей от несчастливых браков, а, следовательно, самоцелью. Создай семью с дополняющим – и вот оно, «щастье».

Должен сразу оговориться, несмотря на то обстоятельство, что моя супруга имеет дополняющий тип, и наша «лодка плывет» уже девятый год, я не являюсь сторонником торжества дуальных отношений.

Из собственных наблюдений за семейными парами, скорее можно предположить, что супруг или супруга ищутся с аналогичным или близким родительскому ТИМом. Очевидно, что далеко не всегда при этом воссоздаются и такие же интертипные отношения. Насильственная дуализация в семейном вопросе, по сути, носит крайне негативный характер. Зачастую люди просто не умеют общаться с сосватанными дуалами, у них нет опыта, нет записанной в детстве программы.

Например, у семейной пары муж-ЛСЭ, жена-ЭСИ рождается сын-СЛИ. Сватать такому человеку девушку-ИЭЭ – значит, изначально «закладывать мину» в их отношения. Вероятность того, что дело дойдет до свадьбы, мала, а семейная пара окажется устойчивой – просто ничтожна. В такой семье просто не знают, что такое интуитивные аспекты, не понимают их значения. В такой семье принято все делать конкретно, солидно, вести хозяйство основательно. И не принято завтракать 75-граммовым стаканчиком йогурта, потому что больше в холодильнике ничего нет. Какое есть дело до удивительного мира возможностей, когда в доме течет раковина. Какое дело до того, зачем буква Р в слове Хаим, если нет теплой куртки на зиму.

Поэтому гораздо более важным представляется определение у человека семейного сценария и поиск спутника жизни с учетом того, какие ТИМы могут реализовать этот семейный сценарий.

«Особое значение имеют представления членов семьи о взаимосвязях между различными психологическими качествами индивида, о том, как разные психологические особенности проявляются в поведении (Петренко В.Ф. 1983; Шмелев А.Г. 1982). Наконец не малую роль в понимании людьми всего происходящего играют процессы наивной интерпретации причин происходящих событий, или процессы «каузальной атрибуции» [3].

Исследования в этой области показали, что, «пытаясь разобраться в том, что происходит в семье и за ее пределами, члены семьи чаще всего неосознанно применяют ряд правил и приемов. От того, насколько верны эти правила и приемы, зависит, какой видят свою семью ее члены и какими соображениями руководствуются, формируя свои взаимоотношения».

«Каждый член семьи имеет свои представления о самых разных сторонах жизни семьи: о необычных и каждодневных событиях, о ее прошлом и будущем, о желаниях и реальности, об огорчениях и радостях, о себе и о других членах семьи, об их чувствах и мыслях, привычках и планах – на первый взгляд, все они случайны и не связаны между собой. Упомянутые ранее исследования дают, однако, возможность увидеть стержень, вокруг которого все эти представления организуются в нечто единое. В роли организующего начала выступает совокупность сценариев повседневной жизни семьи». [3]

То, что позволяется и считается нормой в одних интертипных отношениях, неприемлемо в других, то, что поощряется в одних семейных сценариях, не поддерживается в других.

Поиск ответа на вопрос, что является стержнем в семейных отношениях с точки зрения типологии Юнга, и определил основной объект исследований, а попытка рассмотреть не только типологический состав семейных пар, но описать семейные сценарии – стала целью статьи. Анализ и группировка пар в семейные сценарии проводилась с учетом обоснования выбора участниками выборки.

В сборе статистики принимала участие группа экспертов: Кочубеева Л., Мальская Е., Миронов В., Стоялова М., Шарова Е. В выборку входили только те пары, семейный стаж которых превышал три года. Фактически 98% пар совместно прожили более восьми лет, что позволяет говорить о достаточной устойчивости исследуемых семейный союзов. Всего в исследовании участвовали 202 человека, 101 семейная пара.

На первом месте с большим отрывом стоят дуальные отношения – 18 пар, или 18%. На втором месте – полудуальные отношения – 13 пар, или 13%. Неожиданно на третье место вышли конфликтные отношения – 9 пар, или 9%. Затем идут зеркальные отношения – 8 пар, или 8%, активационные отношения – 7 пар, или 7 %.

Но само по себе распределение по интертипным отношениям не столь примечательно, кроме, может быть, того, что конфликтные отношения набрали столь большое количество процентов и что в корне противоречит теории интертипных отношений. Гораздо более ценным оказалось то, какой сценарий разыгрывался в тех или иных интертипных отношениях.

Хотя сами сценарии носят условный характер и скорее выражают тенденции, думаю, читателю будет любопытно посмотреть их интерпретацию. Безусловно, количество сценариев и вариации, вероятно, будут увеличиваться по мере накопления материала. Возможно также, что у других исследователей те же самые пары были бы отнесены к другим семейным сценариям, это естественный исследовательский процесс.

Семейные сценарии.

Самым распространенным сценарием оказался классический сценарий «умный муж, заботливая жена».

Сюда вошли почти целиком дуальные отношения, конфликтные, частично активации и суперэго. Все эти отношения заданы социально. Обращает на себя внимание то, что большая часть таких браков, а в конфликтных отношениях – исключительно, состоит между представителями исследовательского (логики-интуиты) и социального (этики-сенсорики) клубов, где логик – мужчина, а этик – женщина. В таких браках прослеживается устойчивый гендерный стандарт, женщина большей частью занимается домом и семьей, что и является основной сферой интереса в рамках клуба, а мужчина зарабатывает деньги, кормит семью, «муж-добытчик – жена-хозяйка». Женщина более душевна, мужчина более разумен, он думает за них обоих, она за них обоих чувствует сердцем. Важно, что в таких семьях интертипные отношения играют гораздо меньшую роль, чем им приписывается в соционической литературе. А проявление этики и сенсорики с одной стороны, и логики и интуиции с другой приобретает большее значение.

Нередко мужья в таких семьях, не обладая способностью продавливать ситуацию, работают в инновационных, наукоемких, недавно созданных благодаря техническому прогрессу областях, где вполне успешно себя реализуют. Часто логики-интуиты интересуются столь необычными вещами, что психологически забывают возвращаться в этот бренный мир. Запросто может оказаться, что супруг просто забыл вовремя поесть или не надел шарф.

Имея под боком ходячую энциклопедию, жене приходится мириться, с тем, что она получила несуразного, «неприспособленного» к жизни мужа. Но вместе с тем и весьма неприхотливого, что бы ни приготовила жена, муж будет доволен, что вечером в доме есть «полкилограмма еды». На вопрос супруги: «вкусно?», всегда следует неизменный ответ: «очень вкусно». Неприбранная квартира также не очень волнует мужа-исследователя; это не значит, что жены-социалки плохо занимаются домом, они поддерживают порядок в меру сил, и это вполне обоих устраивает.

Жена скорее имеет профессию прикладного характера: врача, библиотекаря, парикмахера или бухгалтера. Конечно, вести одной хозяйство не легко, но и в этом есть плюсы. Она полноправная хозяйка в доме, все подчинено ее воле и ее распорядку. Она решает, какая мебель будет стоять в гостиной, какие ручки будут на дверях в ванную и туалет. Она подбирает мужу галстук в тон рубашке, она собирает ребенка в школу, ведь это ее семья, а семья – это Семья.

Без возражений она говорит, что муж – голова, а знаете, кто шея? Она тоже знает, но чтобы не обидеть мужа, больше никому об этом не говорит. И эта роль вполне устраивает мужа.

Примечательно в этом сценарии то, что и в отношении инвертных браков, то есть там, где муж-социал, а жена-исследователь, этот сценарий работает точно также. Объяснение этому феномену очень простое. Дело в том, что оба клуба являются демократическими. У демократов, во-первых, социально-семейные роли сами по себе достаточно размыты, а во-вторых, представители этого признака в меньшей степени привержены соблюдению гендерных стандартов. Чего не скажешь про аристократические клубы, где семейные роли жестко фиксированы и четко закреплены за членами семьи.

Нередко эти «общественные стандарты» просто не дают насладиться семейным счастьем. Именно от сенсорно-логических женщин чаще всего мы можем услышать о том, что вывелись «настоящие мужики», и теперь все приходится делать самим. Интуитивно-этические мужчины «вынуждены» жениться на «ком угодно», только не на представительницах противоположного клуба, как это происходит в демократических клубах.

Ситуация, когда муж сидит с детьми дома, а жена зарабатывает, не приемлема. Ведь это роняет статус мужа, а значит и статус жены, а это не допустимо. Точно также не рассматривается предложение найти себе избранника, который будет при жене на вторых ролях.

Вместе с тем, в нашей выборке есть несколько пар между мужчинами-управленцами и женщинами-гуманитариями. В таких парах семейная жизнь строится совершенно по иным принципам, и здесь мы наблюдаем достаточно жесткую привязку к семейным ролям, основанным на гендерных стереотипах. Это семейный сценарий «сильный мужчина – хрупкая женщина».

Никаких паритетных начал такая семейная жизнь не подразумевает изначально. Муж ведет все хозяйство и самостоятельно решает все значимые вопросы. Такой мужчина действительно «крепкий хозяйственник», все под его присмотром, все под его контролем, в том числе и жена. Ведь ей толком доверить буквально ничего нельзя.

Возможно, это напоминает золотую клетку, но и такая позиция имеет некоторые плюсы. Жена в случае несогласия мужа может на вполне «законных основаниях» прибегнуть к некоторым «женским хитростям», просто сесть и заплакать, а то и вовсе закатить вполне приличный скандал. Если этой мерой не злоупотреблять, она воздействует на сенсорно-логическое сердце безотказно. Только в этом сценарии «капризы» жены считаются частью семейной игры.

Женщины, как правило, имеют интересы или в эзотерической или в психологической области, но какими бы они ни были серьезными, мужьями они не воспринимаются как нечто значимое ни в их общей жизни, ни в жизни жены.

В нашей выборке среди активационных, суперэжных и конфликтных отношений нет ни одной семьи, где мужчина был бы представителем клуба гуманитариев, а женщина – клуба управленцев. Такие женщины выбирают кого-нибудь «посолидней», из своего же клуба. И мы получаем следующий сценарий – «хозяйственный союз», зеркальные, квазитождественные и полностью отношения погашения.

В таких парах все четко и конкретно. Муж – глава семьи и это не обсуждается, а жена – «мужняя женщина», отношения имеют четкую субординацию, по крайней мере, для внешнего пользования.

Обычно оба имеют стабильную работу и стабильный доход, оба на хорошем счету. Квартира добротно обставлена, обои подобраны в тон мебели или наоборот, в ванной и на кухне ничего не течет. Оба хорошо одеты. В холодильнике не только мороз и сосиски, оба знают, какие баклажаны стоит покупать, а какие нет. У обоих есть любимые блюда, которые готовят только они сами. Вообще в доме много вещей, сделанных собственными руками. Это могут быть и поделки из дерева, и собственное шитье.

Если мы говорим о паре средних лет, надо упомянуть о машине и даче. На этой даче вы не найдете времянки двадцатилетней давности, заросший палисадник и коптящую буржуйку. Строго параллельные грядки радуют глаз ровными рядами посадок, деревья в саду высажены по системе. Пространство вокруг дома уютно организовано, возле дома растут цветы, кусты подвязаны, в саду может стоять беседка.

Возможно, кто-то скажет, что в таких семьях не хватает сердечного тепла, и в этом будет доля истины, но в таких браках и муж, и жена не требуют многого друг от друга. Правда, если семейная идиллия вдруг нарушается, «разборы полетов» происходят с логической прямотой и с сенсорным упорством. Вид разбитых тяжелой рукой выключателей впечатляет. Обычно супруги, обладающие признаком упрямости – СЛИ и ЛСИ берут в таких войнах измором, не отступая ни на шаг. Выжить в таких противостояниях не под силу никому, кроме представителей клуба управленцев. Это и пугает многих интуитов, которые просто боятся дуалов. Не имея возможности противопоставить столь же твердую волю, столь же стойко отстаивать свою позицию, они предпочитают создавать браки, в которых свобода самовыражения «гарантируется семейной конституцией». Так мы получаем браки между интуитами – «союз равных возможностей».

В этих браках мы найдем полудуальные, заказные, квазитождественные отношения и отношения погашения, другими словами, это семьи между интровертными и экстравертными интуитами. Как правило, муж и жена имеют разные интересы, которые реализуются порознь. Именно уважение этих интересов, безоговорочная возможность их реализации, уважение к внутреннему миру друг друга составляют основу этого сценария. Скрытым мотивом в таких сценариях служит снижение роли или даже отвержение сенсорных аспектов в жизни.

Духовный рост в таких семьях – не пустой звук. Конечно, бытовая сторона решается гораздо проще, чем в предыдущем сценарии, хозяйство ведется в меру необходимости. Нет цветовых решений в общей гамме, разнокалиберная мебель, посуда, в доме не пахнет пирогами. Но зато много книг, журналов, дисков с музыкой, вечерние беседы о смысле жизни и вечных ценностях. Такую семью можно встретить в театре, на выставке или домашнем творческом вечере, инициатором которого она стала.

Можно выделить две разновидности таких браков. Браки, в которых понимание по интуиции дополняется взаимной поддержкой по логике-этике, и браки, созданные логиками-интуитами. Я не счел целесообразным выделать их в отдельные сценарии, так как разница между ними минимальна и большей частью касается вектора интересов супругов, тогда как общие черты, описанные выше, доминируют.

Из этого сценария выделяется еще один, стоящий особняком, сценарий «духовный союз». Это союзы между «белыми» интуитами, находящимися в зеркальных и контрольных отношениях. Подобный вариант отношений хорошо описан в романе А. Грина (ЛИЭ) «Алые паруса». Удивительные мечты Ассоль никто не хотел воспринимать, а насмешки в свой адрес были единственными знаками внимания. Понять глубокий духовный мир другого может только тот, кто сам обладает таким богатством. Именно эта сторона является стержнем в подобных браках. Правда, в парах, попавших в нашу выборку, семейные истории были несколько прозаичней.

В таких парах женщина играет более активную роль, чем мужчина. Она более социально активна, имеет или стремится иметь свой бизнес, он более нетороплив, даже заторможен, предпочитает домашнее уединение шумным компаниям.

По всей видимости, не имея возможности реализовать свои лидерские качества с другими представителями социона, такие женщины выбирают в мужья тех, кого они хорошо понимают и кем достаточно легко могут управлять. И эта одна из особенностей таких пар, встретившаяся только в «белоинтуитивных» парах. В таких семьях также избегают силового давления, какое можно наблюдать в сенсорных парах, а «повышенная мечтательность» не является пороком.

Еще один противовес хозяйственным союзам – «душевные браки».

Отличительной особенностью таких пар является то, что они создаются между интровертными и экстравертными этиками, то есть получаются отношения квазитождества и погашения. Остальные признаки, дополняющие картину семейного бытия, оказываются не важными. Важно, чтобы человек был хороший, душевный, чтобы можно было поговорить, пообщаться.

В таких семьях достаточно теплая атмосфера, очень много чувств, сентиментальности, как впрочем, и эмоциональных разрядок. Но бурное выражение эмоций, быстрые и недолгие обиды – это тоже часть семейного сценария, понятный для обоих супругов язык. В этических браках семейные размолвки редко доходят до той степени накала, до какой доводят логики. Красноречивые взгляды и жесты останавливают особенно язвительные выпады супругов. Скрытым мотивом в таких сценариях является отвержение логической части отношений между людьми, «бесчувственных» людей и непонятных «умствований».

Достаточно много внимания уделяют супруги тому, чтобы сделать друг другу приятное. В чем именно это будет выражаться, зависит от интересов второй половины. Даже поход в ресторан будет преподнесен не с точки зрения возможности вкусно покушать, а потом не мыть посуду, а чтобы доставить удовольствие.

В квартире такой семьи часто бывает много мягких игрушек, различного рода мелких украшений, картинок на стенах, каких-то вещиц, не имеющих никакого функционального значения, но подаренных по сердечному случаю и более в руки не бравшиеся. Не выкидываются такие безделушки тоже по понятной причине – чтобы не обидеть любимого или любимую. В том, как расставлены, развешены эти приятные сердцу вещицы, вы не найдете какой-либо системы или симметрии. Одна из таких игрушек, например, может помогать засыпать ребенку, а другая уговаривать компьютер работать.

Мужчины в таких парах стараются вести себя солидно, стараясь рассуждать исключительно логично. Но если вы в конце разговора так и не поймете, в чем же был смысл рассуждений, имейте в виду, что таков гендерный стереотип.

Примечательно, что в представленной выборке не встретились семейные пары между экстравертными этиками. Можно предположить, что семейная жизнь не выдерживает накала страстей, который нагнетают два эмоциональных типа. Но отсутствие таких семей в нашей статистике не означает, что таких пар не существует в природе.

И есть только одна семейная пара интровертных этиков, которая служит, пожалуй, исключением, подтверждающим правило. В таких парах главным камнем преткновения служат сильные переживания обоих супругов.

В упражнениях на группах по иллюстрации семейных сценариев хорошо заметна и некоторая запоздалость в эмоциональных реакциях друг на друга интровертных этиков. Складывалось впечатление, что, не прочувствовав текущую фразу, участники просто не могли на нее отреагировать.

Предпочтением простых земных радостей духовной пище иллюстрирует семейный сценарий, получивший название «земные радости жизни».

Это полудуальные и миражные браки между сенсориками. Дополнение друг друга по этике-логике смягчает такие пары по сравнению с «хозяйственными союзами». В остальном, эти сценарии довольно схожи. Основное внимание в таких парах уделяется бытовым вопросам, материальной обеспеченности семьи. Скрытым мотивом в таких парах служит избегание, пренебрежительное отношение к интуитивным типам, непонимание, недооценка роли интуитивных аспектов в жизни человека.

Эти семьи также крепко стоят на ногах. Даже в трудные времена в такой семье всегда есть что поесть. Добротная ухоженная дача, камин, березовый веник в бане, который тяжело держать в руке, домашнее вино или варенье из ягод с участка – вот типичная зарисовка такой семьи.

Отдельно стоят полудуальные браки между логиками – «союз разумных людей». Скрытым мотивом в таких парах можно отметить избегание чувственно-эмоциональной компоненты в семейных отношениях. Как сказала одна жена про своего мужа: «с ним хоть поговорить можно».

Как правило, оба супруга слабо разбираются в чувствах не только другого, но и в своих. Поэтому и решения о свадьбе принимаются скорее умом, а не сердцем. Дополнение друг друга по сенсорике-интуиции сопутствует обязательному пониманию между супругами, служит критерием выбора спутника жизни.

Вообще, четкое выражение мыслей, логическое обоснование своих позиций – главный принцип таких семей. В таких семьях ценят прямоту, а все сложные ситуации подвергаются тщательному разбору и анализу. Чувства рационализируются и вербализуются. Если в начале супружеской жизни выражение чувств обычно проходит с обязательным словесным подтверждением: «ты меня не разлюбил?» – «нет, конечно», то позднее такая позиция принимается по умолчанию.

Большое внимание уделяется развитию интеллектуальных способностей. Вообще, ум – это то, что более всего ценится друг у друга в супружеской паре. Интеллектуальные состязания – часть этого сценария, будь то просто споры вечером на кухне или решение кроссвордов.

Несколько слов нужно сказать о браках между деловыми логиками, названными «деловыми союзами». Отличительной чертой таких семей является то, что рано или поздно стрежнем семейной жизни становится общее дело, совместно продвигаемый бизнес. В большинстве случаев такие пары ведут бизнес весьма успешно, страхуя и заменяя друг друга на всех участках. Само по себе ответственное отношение к работе подкрепляется заботой о фирме в качестве собственников бизнеса. Семейная фирма становится главным детищем такого брака, а семья со временем превращается в партнерство.

Наличие супруга или супруги по месту работы позволяет не отвлекаться и не тратить лишнего времени на «амурные дела на стороне», отрываясь от основного дела. Между тем, такие отношения не означают, что бизнес полностью захватывает все сферы семейной жизни, и весь семейный уклад идет согласно регламентам контракта и штатному расписанию. Как и любые логики, деловые логики четко отделяют дела от личной жизни, но в отличие от остальных логиков, в этом сценарии они также их успешно совмещают на рабочем месте.

И, пожалуй, последний сценарий, о котором хотелось бы сказать – «уютная норка».

Это браки между интровертами-иррационалами. Особенность таких пар, в том, что они как бы закукливаются в своем жилище, превращая его в эдакую норку, где нет ветра, нет дождя, нет палящего солнца, нет громких звуков, нет больших компаний, где можно отсидеться и переждать любую бурю.

Как правило, одному из интровертов приходится на себя брать более активную роль. Иначе, и они оба это понимают, им будет не дойти даже до загса.

Такая пара проводит много времени вместе. Лежа на диване, они оба могут читать одну книжку в мягком свете лампы, или заниматься разными делами, но все равно не теряя при этом друг друга из поля зрения.

Знакомые, которые заглядывают к ним на огонек, четко знают – «чужие здесь не ходят». У такой пары всегда четко ограниченный круг людей, которые вхожи в их дом. Не смотря на свое хлебосольство, впустить чужого человека хотя бы «ночьку переночевать» крайне дискомфортно для этих спокойных людей.

Когда же компания близких собирается на какой-нибудь праздник в такой «норке», то никогда вы не увидите, идущий «дым коромыслом». Камерная обстановка, камерное неспешное веселое настроение, вот что сопутствует таких вечеринкам.

Правда, эта неспешность пожалуй и является основной причиной конфликта. Поскольку оба члена такого союза попеременно не успевают принять важные решения, которые надо было бы принять или форсировать решение вопроса.

Заключение.

Предложенные сценарии, безусловно, носят упрощенный, схематичный характер. Если разбираться в этом вопросе досконально, мы выявим более сложные цепочки запросов каждого из супругов. Эти запросы создают причудливый узор предпочтений, в том числе и типологических, который может разгадать далеко не каждый. В том, насколько эти запросы будут удовлетворены, и кроется секрет комфортности в отношениях пары.

В качестве основного тезиса данной работы можно констатировать, что устойчивые семейные пары встречаются во всех интертипных отношениях. Что позволяет сделать вывод о том, что комфортность в интертипных отношениях не является основным фактором выбора спутника жизни.

Главным фактором, определяющим представления о семейной жизни, являются семейные сценарии, которые, по всей видимости, лишь отчасти формируются под влиянием типологических установок.

В целом по выборке следует отметить крайне низкий процент браков с одинаковыми классическими аспектами. По всей видимости, наличие одних аспектов у обоих супругов с одной стороны делает семью менее устойчивой, поскольку в такой семье уменьшается адаптивность из-за меньшего набора поведенческих стратегий, что существенно в кризисных ситуациях. С другой стороны, занятая «экологическая ниша» не дает возможности проявить супругам себя в полной мере по своим сильным сторонам.

В браках между представителями клуба социалов и исследователей большее значение имеет именно клубная принадлежность, а не интертипные отношения, т.е. комбинации логико-этических и сенсорно-интуитивных аспектов имеют меньшее значение и встречаются в любых вариантах.

Из анализа имеющейся статистики можно предположить, что именно «Клубы», малая группа № 5, клубная принадлежность имеет основное значение при выборе партнера.

Между тем, мотивация выбора партнера, как наиболее подходящего для реализации семейного сценария, не отменяет особенностей отношений между супругами, обусловленных интертипными отношениями.

Другими словами, выбирать надо сердцем, а жить, учитывая ТИМ супруга и складывающиеся интертипные отношения.

Табл. 1 Группировка семейных пар по интертипным отношениям (первым в паре стоит мужчина, второй – женщина).

Дуальные Конфликта Супер-Эго Активация
ИЛЭ-СЭИ 3 ЛСИ-ЭИИ 1 ИЛЭ-ЭСЭ 1
ЛИИ-ЭСЭ 2 ИЛЭ-ЭСИ 6 СЛЭ-ИЭЭ 1 ЛИИ-СЭИ 1
ЭСЭ-ЛИИ 1 ЛИИ-СЭЭ 1 СЭЭ-ИЛЭ 1 ЛСИ-ИЭИ 1
ИЭИ-СЛЭ 1 ИЛИ-ЭСЭ 1 ЛИЭ-ЭСЭ 1 ИЛИ-ЭСИ 1
СЛЭ-ИЭИ 1 ЛИЭ-СЭИ 1 ЭСИ-ЛИИ 1 ЭСИ-ИЛИ 1
ЛИЭ-ЭСИ 3 ЛИЭ-СЭЭ 2
ЭСИ-ЛИЭ 2
ИЛИ-СЭЭ 1 Всего: 5 Всего: 7
СЛИ-ИЭЭ 2 Зеркальные Квазитождественные
ЛСЭ-ЭИИ 1 СЭИ-ЭСЭ 1 ИЛЭ-ЛИЭ 1
ЭИИ-ЛСЭ 1 ЛСИ-СЛЭ 1 ЛСИ-СЛИ 1
ЛИЭ-ИЛИ 2 ИЛИ-ЛИИ 1
Всего 18 Всего: 9 ИЛИ-ЛИЭ 2 СЭЭ-ЭСЭ 1
Погашения Контрольные СЛИ-ЛСЭ 2 СЛИ-ЛСИ 1
ЛСИ-ЛСЭ 2 СЭИ-ЭИЭ 1
СЛЭ-СЛИ 3 ЛСИ-СЭЭ 1 Всего: 8 Всего: 5
ЛСЭ-ЛСИ 1 ИЛИ-ЭИЭ 1 Полудуальные Мираж
ЛИЭ-ИЭИ 1 ИЛЭ-СЛИ 1 ЛСИ-ЛИЭ 1
ИЭЭ-ЭСИ 1 ЛИИ-ЭИЭ 2 ЭСЭ-ЭИИ 1
ЭИЭ-ЛИИ 1 ЭИИ-ЭСЭ 1
Всего: 6 Всего: 5 СЛЭ-ИЛИ 3 ЭСИ-ЭИЭ 1
Деловые Заказ ИЛИ-СЛЭ 4 ЛСЭ-ЛИИ 1
ЭИЭ-ЛИЭ 1 ИЛЭ-ЭИЭ ЭСИ-ЛСЭ 1 СЭЭ-СЛИ 1
ЛИЭ-ЭИЭ 2 СЭЭ-ЛСЭ ЛСЭ-ЭСИ 1
ЭСЭ-ЛСЭ 1 ЛСИ-ИЛИ
СЛИ-ИЛИ 1 ЛСЭ-СЭЭ Всего: 13 Всего: 6
ЭСЭ-СЛЭ Родственные Тождественные
СЛИ-ЭСИ СЭИ-СЛИ 1 ЛИЭ-ЛИЭ 1
ЭСИ-СЛИ ЛСИ-ЛИИ 1
ЛИЭ-ИЭЭ ЛИЭ-ЛСЭ 2
Всего: 5 Всего: 8 Всего: 4 Всего: 1

 

Табл. 2 Соотнесение семейных пар с семейными сценариями.

Сценарий Интертипные отношения Пары
Умный муж, заботливая жена Дополнения, активации, суперэго, конфликт ИЛЭ-СЭИ, ЛИИ-ЭСЭ, ИЛЭ-ЭСИ, ЛИЭ-ЭСИ, ЛИИ-СЭЭ, ИЛИ-ЭСЭ, ЛИЭ-СЭИ, ЛИЭ-ЭСЭ, ИЛЭ-ЭСЭ, ЛИИ-СЭИ, ИЛИ-ЭСИ, ЛИЭ-СЭЭ, ЭСЭ-ЛИИ, ЭСИ-ЛИЭ, СЭЭ-ИЛЭ, ЭСИ-ЛИИ, ЭСИ-ИЛИ
Хозяйственный союз Погашения, квазитождественные, зеркальные СЛЭ-СЛИ, СЛЭ-ЛСЭ, ЛСИ-СЛИ, ЛСИ-ЛСЭ, ЛСЭ-СЛИ, ЛСИ-СЛЭ
Союз равных возможностей Квазитождество, погашения, полудополнения, заказа ИЛЭ-ЛИЭ, ИЛЭ-ИЛИ, ЛИИ-ЛИЭ, ЛИИ-ИЛИ, ЛИИ-ЭИЭ, ЛИЭ-ИЭЭ,
Духовный союз Зеркальные, деловые, контроля, родственные ЭИЭ-ИЭИ, ИЭИ-ЛИЭ, ЭИЭ-ЛИЭ, ИЭИ-ИЛИ, ЭИЭ-ИЛИ
Душевный союз Погашения, квазитождественные, зеркальные ЭСЭ-ЭСИ, ЭСЭ-СЭЭ, ЭСИ-СЭИ, СЭИ-ЭСЭ
Земные радости Полудополнения, заказа ЭСИ-ЛСЭ, ЭСЭ-СЛЭ, ЭСИ-СЛИ
Союз разумных людей Полудополнения, заказа СЛЭ-ИЛИ, ИЛЭ-СЛИ, ЛСИ-ЛИЭ (ИЛИ-ЛСИ), СЛЭ-ЛИЭ,
Деловой союз Родственные, зеркальные, тождествнные, деловые, контроля ЛСЭ-ЛИЭ, ИЛИ-ЛИЭ, СЛИ-ЛСЭ, ЛИЭ-ЛИЭ, СЛИ-СЛИ, СЛИ-ИЛИ
Уютная норка Родственные, суперэго, деловые, тождественные ИЭИ-ИЛИ, ИЛИ-СЛИ, СЛИ-СЛИ, СЭИ-ИЛИ

 

1. Букалов А.В., Карпенко О.Б., Чикирисова Г.В О статистике отношений в супружеских парах // Соционика, ментология и психология личности, 1999. – №1

2. Филатова Е.С. Соционическая статистика для 299 женщин, мужчин и их детей // Соционика, ментология и психология личности, 2000. – № 6.

3. Эйдемимиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.: ил.

 


[1] Поскольку количество пар является почти равным 100, процентные показатели округлялись до целых чисел.

[2] Статистика набиралась в 2005 году. Позднее автор статьи встретил семейную пару ЭИЭ-ИЭИ, в которой был реализован сценарий «духовный союз».

2007 год

(С) http://www.dynamicsocionics.ru/prikladnie-napravleniya/vvv.html

Події