Пойди туда–не знаю–куда, принеси то–не знаю–что … Или к философскому осмыслению значения колец и блоков модели А

Автор – Т.Н. Прокофьева

В статье представлен углубленный анализ смысла и назначения ментального и витального колец и горизонтальных блоков модели А. Показано, как с помощью исследования состояния функций, входящих в горизонтальные блоки, можно подойти к глубинному анализу человеческой психики, более эффективно организуя помощь клиенту при психолого-соционическом консультировании. Данный подход также эффективен при самоанализе и самопомощи.

Ключевые слова: модель А, ментальное кольцо, витальное кольцо, ЭГО, СУПЕРЭГО, СУПЕРИД, ИД.

Занимаясь психологическим консультированием на основе соционики, я все больше убеждаюсь в том, что анализ состояния функций и блоков модели А дает массу возможностей для углубленного исследования психики человека [1]. В связи с этим мне хотелось бы подробнее исследовать смысл и назначение колец и горизонтальных блоков модели. На мой взгляд, это тот инструмент, который можно и нужно оттачивать (глубже разбираться в особенностях его работы), т.к. он позволит нам сделать еще немало открытий как в плане развития соционической науки (в той ее части, которая занимается изучением глубинной структуры психики), так и в практическом плане (в разработке методик психолого-соционического консультирования). Да и сами консультации – это каждый раз открытия, и чем глубже вникаешь в обстоятельства жизни человека, в глубину его мыслей, чувств, переживаний, тем острее ощущаешь необходимость надежных инструментов, которые помогают ориентироваться в том «темном лесу», который присутствует во внутреннем мире каждого из нас.

Поговорим сначала о ментальном и витальном кольцах модели А. Что мы знаем о них?

Ментальное кольцо – «умственное» – оно больше занято обработкой информации, о которой человек предпочитает думать и говорить.

Витальное кольцо – «жизненное» – информация, обрабатываемая этим кольцом, существенно меньше обсуждается, она больше связана с непосредственными жизненными проявлениями, действиями и переживаниями.

Эти кольца связывают с сознательными и бессознательными психическими процессами [2]. Ментальное способствует пониманию, осмыслению, сознательному принятию решений, осознанному избеганию неприятностей. Витальное обрабатывает информацию, вытесненную из сознания, связанную с рефлексами, инстинктами. Рефлекторные действия с функций витального кольца существенно быстрее, чем с ментального, т.к. не проходя через обработку сознанием, они воздействуют рефлексами на рефлексы, инстинктами на инстинкты. Именно поэтому рефлекторное и неосознанное воздействие, например, с ограничительной функции часто намного сильнее, неожиданнее и «сногсшибательнее», чем с базовой. Это то, что нам уже известно о кольцах модели.

Мне хотелось бы продвинуться немного дальше в этих знаниях и рассмотреть их в еще одном аспекте: отношения человека с такими философскими понятиями как порядок и хаос. Мы привыкли утверждать, что порядок – это хорошо, а хаос – это беспорядок, грязь, т.е. плохо. Все ли в мире так однозначно? Древние философы утверждали, что порядок способствует поддержанию жизни, нормальной жизнедеятельности, но… чтобы зародилась жизнь, необходим не порядок, а хаос. Задумываясь об этом, перестаешь пренебрежительно относиться к хаосу, как к простому беспорядку, на память приходит ахматовское: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда». И ведь не только стихи… И мы с вами, и творчество наше, да и сам мир… И любовь, и инстинкт продолжения рода, и материнский (отцовский) инстинкт, и многие-многие самые важные вещи в нашей жизни – не подлежат упорядочиванию. И прекрасно, что не подлежат!

Значит, раз это так важно, должно быть в нашей информационной структуре что-то, отвечающее за отношения с порядком, а что-то другое – за отношения с хаосом.

Обратимся к К.Г. Юнгу: «Сколь бы прекрасным и совершенным по праву ни считал человек свой разум, он точно так же вправе быть уверенным, что разум – это всего лишь одна из возможных функций, соответствующая лишь одной стороне мировых феноменов. Со всех сторон нас окружает иррациональное, не согласующееся с разумом. И это иррациональное также есть психологическая функция, именно коллективное бессознательное, тогда как разум по существу связан с сознанием. Сознание должно обладать разумом, чтобы впервые открывать порядок в хаосе неупорядоченных индивидуальных случаев мирового целого, а затем – по крайней мере в пределах человеческих возможностей – также творить этот порядок. Мы имеем похвальное и полезное к тому, чтобы по возможности искоренить в нас и вне нас хаос иррационального» [3].

Здесь не совсем легко понять, что именно Юнг имеет в виду: относит ли он порядок к рациональному или к сознательному, а хаос – к иррациональному или к бессознательному. Ведь иррациональные функции присутствуют как в витальном (бессознательном), так и в ментальном (сознательном) кольце. И рациональные (связанные с разумом, по Юнгу) тоже. Как соотнести это с нашими современными представлениями? И нужно ли искоренять хаос иррационального из нашей жизни? Вопросы, пока только вопросы…

Порядок мы наводим сознательно, мы его осмысливаем и продумываем. Мы можем понять и чужой порядок, хоть и признавая его чуждым для себя. Хаос – не поймешь, это неразбериха, можно его пугаться, можно «ловить рыбку в мутной воде», можно жить в нем, постоянно болея, а можно бороться с ним всячески, вытравляя планомерно из своей жизни – саму жизнь, радость, творчество, «безумство храбрых» и еще массу всякого «неразумного». Много чего можно делать в своей жизни, но вот что мне представляется интересным: об отношениях с хаосом как-то не принято говорить. Общественная мораль говорит, что это плохо, а каждый себе потихоньку держит свои «скелеты в шкафу» и стыдится этого и одновременно живет с этим… Как бы этот феномен замалчивания хоть немного понять?

Мне представляется правомерным сопоставить понятия порядок и хаос кольцам модели А. Я думаю, что за отношения с порядком отвечает ментальное кольцо, а за отношения с хаосом – витальное. Когда все ясно, мы обдумываем ситуацию и раскладываем по полочкам, ментальное кольцо эту ясность делает еще яснее и понятнее, позволяя формулировать слова и мысли, передавать информацию другим. А когда темно и ничего не понятно, мы ведь не перестаем жить? Мы в это время доверяем инстинктам. Объяснить ничего невозможно, но спасаться, выживать надо. А в каких-то случаях и не нужны объяснения, осознания, нас влечет к любимому человеку, к захватывающему «чему-то такому». И здесь тоже важнее инстинкты, чуткость к жизни, интуиция (в широком смысле, в данном случае, не как соционический термин). За все это отвечает витал.

Это дает повод глубже и внимательнее разобраться в специфике работы колец модели А. Для углубленного понимания работы колец мне хотелось бы обсудить и работу горизонтальных блоков модели. Для того, чтобы более полно представить смысл и назначение горизонтальных блоков модели А, приведу таблицу, сформированную мной на базе данных разных авторов (табл. 1.).

Таблица 1. Горизонтальные блоки модели А и их психологический смысл

Название

КОЛЬЦО

МЕНТАЛЬНОЕ

ВИТАЛЬНОЕ

БЛОК

ЭГО

СУПЕРЭГО

СУПЕРИД

ИД

ФУНКЦИЯ

1

2

3

4

5

6

7

8

Сильные
сознательные
функции

Слабые
сознательные
функции

Слабые
подсознательные
функции

Сильные
подсознательные
функции

Соответствие

Понятиям
З. Фрейда

Ego

Super-ego

Id

архетипам
К.Г. Юнга

Эго

Персона

Анима и Анимус

Тень

концепции
Э. Берна

«Взрослый»

«Родитель»

«Ребенок»

«Родитель»

концепции
Р.К. Седых

«Взрослый»

«Неуверенный

подросток»

«Ребенок»

«Самоуверенный

подросток»

состояниям
человека
(В.В. Гуленко, В.Д. Ермак)

«Знаю», «Могу»

«Надо»

«Хочу»

«Могу», «Боюсь»

уровням коммуникации
по В.В. Гуленко

Интеллектуальный

Социальный

Психологический

Физический

Как известно, в каждом кольце есть два горизонтальных блока: блок сильных функций и блок слабых функций. Это давно описано, и вроде бы, не приходит в голову заново обдумывать. Но вот возникает вопрос: а зачем природа снабжает нас слабыми функциями? «Потому что не могут все функции быть сильными», «потому что должны же мы понимать чужие слабости, а не испытав своих, мы и чужих не поймем». Все так. И все же… Природа так щедра, создала нас такими могучими – и наградила слабыми (по определению слабыми!) функциями.

Эти слабые функции лучше использовать преимущественно для собственных нужд, не навязывая их продукцию другим людям. Но эти функции должны нести какую-то специфическую нагрузку, они не должны быть просто слабыми и все. Мне представляется, что их смысл состоит в том, что они отвечают не за наши личные достижения, деяния, поступки, решения, но и не за наши промахи, недеяние, неуспехи! Они отвечают за связь с общественным, коллективным опытом. Тогда все встает на свои места: человек ведь «общественное животное», он не может жить в отрыве от информации о мире, и значит, логично предположить, что в его информационной системе есть не только функции, отвечающие за личные достижения, но и функции, отвечающие за связь с общественным. При этом функции, предназначенные для того, чтобы быть связующим звеном, и не должны быть сильными. Это как знание иностранного языка: на нем не обязательно думать, выражать глубокие чувства или писать научные трактаты, но он нужен, чтобы понять собеседника из другой страны и более или менее толково (в силу собственного уровня знаний) объясниться с ним.

В итоге получаем таблицу.

Информация о

Сознательном

Бессознательном

Личном

ЭГО

ИД

Коллективном

СУПЕРЭГО

СУПЕРИД

Как эта идея отражается в конкретных блоках? Рассмотрим сначала ментал – сознательное или «умственное» кольцо.

Блок сильных ментальных функций – ЭГО – отвечает за личное сознательное. Т.е. несет ответственность за всю нашу самостоятельную сознательную жизнь: за принятие решений, выбор целей, средств, понимание, обдумывание, творчество, «трезвую» оценку ситуации и т.п. Если мы чего-то не осознаем по материалу функций этого блока, то только в силу того, что информации о мире всегда больше, чем может вместить личное восприятие одного, пусть даже самого гениального человека. Сознательность (или осознанность) функций этого блока означает, что мы в принципе можем достаточно полно осознать и осмыслить материал, относящийся к аспектам функций блока ЭГО. Это наша потенциальная возможность. Функции других блоков такой возможностью не обладают.

Требований к функциям ЭГО ни коллектив, ни общество не предъявляют. Это личное дело человека: быть творцом, экспертом, специалистом, самостоятельно мыслящим человеком – или оставаться середнячком, думающим как все. Контролером здесь служит только личное ощущение миссии, своего предназначения или личное желание думать собственной головой, искать и найти это свое и ничье больше. Конечно, общество более снисходительно к тем, кто придерживается общепринятой точки зрения, а те, кто рискует высказывать что-то свое, непривычное для других, часто воспринимаются как «чудаковатые» или противопоставляющие себя окружающим. Еще Юнг писал о том, насколько нелегко и энергозатратно «жить сознанием», но ведь и не требуется долго находиться в постоянном осмыслении и обдумывании. Хоть иногда бы… Впрочем, это дело личного выбора, развивать ли, реализовывать ли функции своего ЭГО. Еще раз повторим – это неподконтрольно ни окружающим, ни обществу, это дело только личной умственной реализации. Кстати, напомню во избежание кривотолков, что умственной – не значит логической, этическая реализация тоже умственная.

Блок слабых ментальных функций – СУПЕРЭГО – отвечает за связь с коллективным или общественным сознанием. Именно поэтому этот блок отвечает за обработку информации о социальных нормах, работает лучше всего на социальном уровне общения. Этот блок еще называют блоком совести. Слово совесть происходит от слова «весть» – ведать, знать. Совесть – это не стыд, это разные понятия. Совесть отвечает за знание социальных норм, общественной морали и умение вести себя в соответствии с этими нормами. Таким образом, функции блока СУПЕРЭГО призваны усвоить нормы, принятые в обществе, и адекватно обрабатывать информацию об этих выученных нормах. Здесь не требуется сверхспособностей и очень большого объема обработки информации. Творчество здесь минимально, оно сводится к труду переводчика между человеком и обществом. И вот что характерно: только здесь существуют всевозможные «что такое хорошо, и что такое плохо» – это порождение общественного сознания. Без ориентира на общество, на других людей, человек вряд ли стал бы для себя самого устанавливать, например, какую лексику считать нормативной, а какую – ненормативной.

Требования к функциям СУПЕРЭГО весьма конкретны и жестки: именно по этим функциям человек вписывается в общество, происходит его социальная адаптация. Нарушения же социальной адаптации, если они серьезны, могут послужить и поводом для обращения к психиатру, ведь нормальным считается человек, который умеет безболезненно вписываться в социальные нормы. По функциям этого блока мы не должны предлагать обществу свои, самостоятельно обдуманные результаты, не стоит придумывать свои нормы поведения и навязывать их другим. Как известно, «в чужой монастырь со своим уставом не лезь». Но мы должны с помощью этих функций воспринимать информацию о нормах поведения и следовать ей, если не хотим оказаться изгоями. Отсюда понятны слова З. Фрейда [4] о том, что ego разрывается между желаниями, идущими из бессознательного (id) и требованиями сверхсознания (super-ego), связанного с общественными нормами.

Теперь рассмотрим витал – бессознательное или «жизненное» кольцо. Начнем с рассмотрения сильных функций, так, мне кажется, легче объяснить идею.

Блок сильных бессознательных функций – ИД – отвечает за личное бессознательное. Думаю, мы вполне вправе связывать представление о его работе с тем, что З. Фрейд писал о бессознательных процессах. Наши инстинктивные побуждения, влечения, желания, идущие от физического тела, отражаются в работе функций ИДа. Повседневная работа, которая выполняется автоматически, без обдумывания и осмысления, тоже связана с ИД.

К. Г. Юнг так объяснял содержание личного бессознательного: «Личное бессознательное содержит утраченные воспоминания, вытесненные (намеренно забытые) тягостные представления, так называемые подпороговые (сублиминальные) восприятия, т.е. – чувственные перцепции, которые были недостаточно сильны для того, чтобы достичь сознания, и, наконец, содержания, которые еще не созрели для сознания. Оно соответствует часто встречающемуся в сновидениях образу Тени (Под Тенью я понимаю “негативную” часть личности, а именно сумму скрытых, невыгодных свойств, недостаточно развитых функций и содержаний личного бессознательного» [3].

Вспомним, что Юнг еще не выделял сильных бессознательных функций, отождествляя недостаточную осознанность со слабостью. Однако даже из приведенного описания можно сделать вывод о том, что функции личного бессознательного достаточно сильны и чутки, раз могут обрабатывать информацию даже о столь слабых сигналах, что не смогли достичь сознания.

Сказанное Юнгом также дает основания полагать, что вытеснение информации, перегружающей ЭГО (например, если она несет негативный характер, угрожающий психике разрушением), идет в ИД. Логично предположить, что вытеснение происходит по однородным функциям: информация базовой функции вытесняется в ограничительную, при этом меняя вертность.

  • Например, базовая интуиция возможностей тяжелее всего переносит ограничение свободы, недоступность возможностей. При этом острая фаза возмущения по этому поводу переходит в ощущение бесконечно тянущегося времени, тратящегося впустую. Похоже, что психика таким образом спасает себя от разрушения: ощущение потерянного времени тягостно и неприятно, но не так остро, как ощущение потери себя, невозможности реализации.

Аналогично вытеснение избыточной или разрушающей информации по творческой функции – идет в восьмую функцию, реализующую.

  • Пример: по творческой логике отношений дана информация, недоступная пониманию в данный момент. Когда непонятный текст прочитан и обдуман уже десять раз, а все равно не понятно, человек инстинктивно начинает с этой информацией что-то делать, например, набирать этот текст на компьютере, рисовать таблицы, дробить на части и т.д. Или другой вариант: занимается другим делом, отправляется бродить по парку – и через некоторое время решение «всплывает в сознание»!

Здесь я уже затронула и вторую сторону того же механизма – осознание. Осознание (у того же ТИМ), например, в ситуации, когда не ясно, что нужно делать, происходит через понимание смысла задачи, через выстраивание последовательности шагов: шаг №1, шаг №2… или через другой вид структуризации. Аналогично осознание ощущения недостатка времени происходит через сознательный поиск возможностей успеть.

К слову сказать, механизмы вытеснения – осознания аналогичным образом связывают и блоки СУПЕРЭГО и СУПЕРИД.

Требования к функциям ИД выдвигает сам человек, формулируя их, скорее как свои желания, например: «хочу быть богатым, здоровым, успешным, благополучным». Реализация этих требований определяет качество жизни «жить – хорошо, а хорошо жить – еще лучше!». Если в чем-то уровень жизни, ее качество человека не устраивают, то обратиться с вопросом он может только к самому себе. А именно, заняться проработкой функций своего ИД. Ни обществу, ни посторонним людям мы здесь неподотчетны. К уровню и качеству жизни даже трудно предъявить продуманные требования, здесь все, в основном определяется потребностями физического плана, включающими, в том числе, и заботу о близких. Если человек ставит физическую сторону жизни на первый план, он, как правило, достигает в ней больших успехов. Но главное при этом не пренебрегать и другими сторонами жизни, чтобы не превратиться в «ходячий желудок».

Теперь перейдем к рассмотрению задач блока СУПЕРИД – блока слабых бессознательных функций. Функции этого блока не просто слабые и по-детски доверчивые, они отвечают за связь с коллективным бессознательным! Это значение увидел в бессознательных процессах К. Г. Юнг [5].

Не случайно Юнг, любимый ученик Фрейда, «наследный принц психоанализа» разошелся со своим учителем по вопросу о том, что такое бессознательное. Юнг увидел еще и другую сторону бессознательного, ту, которую не принял Фрейд, да и современным исследователям ее еще не всегда легко принять: «…признание наличия двух слоев в бессознательном. Дело в том, что мы должны различать личное бессознательное и не- или сверхличное бессознательное. Последнее мы обозначаем также как коллективное бессознательное (коллективное бессознательное представляет собой объективно-психологическое, а личное бессознательное– субъективно-психическое) – именно потому, что оно отделено от личного и является абсолютно всеобщим, и потому, что его содержания могут быть найдены повсюду, чего как раз нельзя сказать о личностных содержаниях».

Обе части бессознательного существуют в нас: и отвечающая за личное бессознательное, и отвечающая за связь с коллективным бессознательным. И совершенно правомерно Аушра Аугустинавичюте, представив в модели А оба блока: ИД и СУПЕРИД, учла обе эти части бессознательного.

По аналогии с сознательными слабыми функциями мы можем утверждать, что слабые бессознательные функции выполняют роль переводчика. Переводчика между нашим личным – и коллективным бессознательным. Этим функциям не нужно экспертно владеть информацией в большом объеме, достаточно замечать, воспринимать и правильно интерпретировать те сигналы, которые связаны с информацией коллективного бессознательного. Но здесь-то и нужно быть чуткими, восприимчивыми, ведь эту информацию очень трудно понять, она воспринимается через доверие, веру! Мне представляется правомерным отнести к этим функциям изречение «каждому воздастся по его вере».

Что такое коллективное бессознательное? Зачем оно нам? Юнг определяет его как «сокрытый клад, из которого всегда черпало человечество, из которого оно извлекло своих богов и демонов и все те сильнейшие и могущественнейшие идеи, без которых человек перестает быть человеком» [3].

Коллективное бессознательное населяют образы, архетипы. «Изначальные образы – это наиболее древние и наиболее всеобщие формы представления человечества. Они в равной мере представляют собой как чувство, – так и мысль; они даже имеют нечто подобное собственной, самостоятельной жизни …, что мы легко можем видеть в тех философских или гностических системах, которые имеют своим источником познания восприятие бессознательного» [3].

Знакомые нам всем с детства образы героев сказок и суеверий – это в большинстве своем отражения архетипов. Да и наши собственные жизненные сценарии, уходя корнями в детство, несут отпечаток архетипических образов. Взрослая женщина может на всю жизнь оставаться в душе Золушкой или Белоснежкой, а то и Красной Шапочкой. А взрослый мужчина – Ильей Муромцем или Соловьем Разбойником, а то и Колобком… Переписать жизненную сказку весьма непросто, ведь корни ее уходят глубоко-глубоко, в глубокий колодец бессознательной истории человечества.

Кто-то может воспринять это похожим на сказки, чем-то необязательным. Однако попытаемся вдуматься в слова Юнга. «Бессознательные процессы, компенсирующие сознательное Я, содержат в себе все те элементы, которые потребны для саморегулирования целокупной психики. На личностной ступени это не признанные сознанием личностные мотивы, появляющиеся в сновидениях; или значения дневных ситуаций, не замеченные нами; или выводы, не сделанные нами; или аффекты, которые мы себе не позволили; или критика, которую мы оставили при себе. Но чем больше путем самопознания и соответствующего ему поведения мы осознаем сами себя, тем интенсивнее исчезает слой личного бессознательного, залегающий поверх коллективного бессознательного. Благодаря этому возникает сознание, не втиснутое больше в мелочный и личностно чувствительный мир Я, а сопричастное более широкому миру, объекту. Это более широкое сознание – уже не тот чувствительный, эгоистический клубок личностных желаний, опасений, надежд и амбиций, который должен быть компенсирован или хотя бы корригирован противоположной бессознательно-личностной тенденцией, а та функция отношений, связанная с объектом, миром, которая перемещает индивидуума в безусловное, обязывающее и нерушимое сообщество с миром. Возникающие на этой ступени коллизии – это уже не конфликты, вызванные эгоистическими желаниями, а трудности, касающиеся как меня, так и другого. На этой ступени речь идет в конечном счете о коллективных проблемах, приводящих в движение коллективное бессознательное, так как они требуют коллективной, а не индивидуальной компенсации. Здесь мы можем наконец спокойно признать, что бессознательное продуцирует содержания, значимые не просто для того, к кому они относятся, а и для других, даже для многих и, может быть, для всех»

После этого перестаешь привычно слегка пренебрежительно относиться к функциям СУПЕРИД, как к слабеньким и доверчивым. Конечно, по этим функциям легко обмануть и запутать человека. Но на это несколько по-другому смотришь, если понимаешь, что функции эти и настроены-то на доверие. Только в первую очередь на доверие изначальным образам. Четких и простых рецептов общения с таким огромным и загадочным миром не найти. Есть техники развития интуиции (не соционической), которая позволяет отличать «то непонятное что-то» среди массы других впечатлений. Есть сказки народов мира, в которых, как известно, не так уж много сюжетов, и связаны сюжеты народных сказок обычно с архетипическими образами. Прикосновение к архетипическому вызывает у человека сильное переживание, захватывающее чувство, знакомое нам с детства, когда мы, как завороженные, слушали сказки. Можно развивать у себя способность прислушиваться к этому чувству, ориентироваться на него в нужных ситуациях. Это не сразу дается, но возможно.

Человек, чуткий к жизни, может много сказочного увидеть в ней. Здесь разум – не самый большой помощник, здесь работает душа, она может отличить обман от истины, но это не всегда легко понять. Что можно посоветовать для развития СУПЕРИД? Читать сказки. «Сказка – ложь, да в ней намек, добру молодцу урок» (А. С. Пушкин).

Требований к СУПЕРИД не выдвигает общество, не выдвигаем и мы сами. Какие могут быть требования к столь слабым функциям? Однако ж – «Когда потребует поэта к священной жертве Аполлон…» (опять Пушкин). Что это? Есть идея служения. Объяснить ее невозможно. Мы привыкли ощущение миссии относить к базовой функции, это правильно. Но нет ли связи с суггестивной, которая, по Юнгу, представляет собой вход в «глубокий колодец» – в коллективное бессознательное? Осознанное движение по пути своей миссии – да, в первую очередь, по базовой, но вот ощущение этой связи с Высоким? Откуда оно? Не из коллективного ли бессознательного? Ведь по началу это ощущение выражается не в четких осознанных и обдуманных целях, а в потребности души: «хочется чего-нибудь такого». Это и есть, я думаю, требование коллективного бессознательного: услышать, почувствовать, в чем состоит наша ценность для мира, чем мы можем помочь человечеству. Отсюда следует и еще одно требование коллективного бессознательного к нам: душа должна быть чистой, открытой, восприимчивой, иначе ей не уловить те тонкие намеки, которые приходят в снах, предчувствиях, интуитивных прозрениях (которые и у сенсориков бывают). Про таких чутких людей часто говорят: «везет же!».

Какой вывод из сказанного?

  • Мы нужны обществу – нормальными, не нарушающими его функционирования. За это отвечает СУПЕРЭГО. Здесь важна коллективная ответственность.
  • Мы нужны самим себе и своим близким – сильными и устойчивыми в жизни, твердо стоящими на ногах. За это отвечает ИД. Здесь важна личная ответственность.
  • Мы нужны себе и миру, близким и далеким людям, возможно, даже потомкам через несколько поколений – мудрыми, самостоятельно мыслящими, с ясной головой. За это отвечает ЭГО. Здесь тоже важна личная ответственность.
  • Мы нужны коллективному бессознательному – чуткими и восприимчивыми, но в то же время полными не до конца осознанных отрывков наших мыслей, чувств, ощущений, предчувствий. Собираясь вместе в коллективном бессознательном, эти обрывки от разных людей – складываются в целостный заказ: «миру нужна проработка такой-то идеи, необходимость в этом назрела». За это отвечает СУПЕРИД. Здесь важна коллективная ответственность.

Учитывая сказанное, читатель может сам определить свои приоритеты, уточнить жизненные цели и средства для их достижения.

Из рассуждений Юнга и Фрейда можно сделать вывод, что блок СУПЕРЭГО находится над ЭГО, как бы довлея над ним. А блок СУПЕРИД расположен ниже, глубже, чем ИД, как самая глубина бессознательного. Для наглядности модели это могло бы выглядеть так.

СУПЕРЭГО

ЭГО

ИД

СУПЕРИД

Тогда приставки «супер-» наполняются понятным содержанием. Однако это не меняет ни смысла, ни симметрии модели, поэтому не стоит ломать привычных схем. Достаточно просто помнить о том значении, который придавали соответствующим понятиям классики психоанализа.

Если теперь вспомнить о том, что мы поставили в соответствие информации о порядке и о хаосе – ментальное и витальное кольца, мы можем рассмотреть значения горизонтальных блоков и с этой точки зрения.

Я думаю, что порядок и хаос – не взаимно исключающие, а взаимно дополняющие понятия. Можно сказать, что в хаосе много энергии, а порядок позволяет ясно увидеть необходимую информацию. Одно другому не противоречит. Есть люди, которые дружат с порядком, но боятся хаоса – для них легче работать на одном месте, где их ценят и уважают, сохранять на всю жизнь семью, друзей, но очень сложно что-то менять в своей жизни, ведь перемены – это погружение в хаос. Есть люди, которые дружат с хаосом, но боятся порядка, они воспринимают его как рутину, которая «помешает их свободе», из-за этого они не так успешны в планомерном продвижении, например, на работе, опасаются вступать в брак. Есть люди, которые всего боятся, им можно посочувствовать. Наиболее успешны люди, которые умеют дружить и с порядком, и с хаосом: они справляются и с ситуациями планомерного продвижения, сохранения прочных и надежных контактов и связей, и с ситуациями перемен, когда приходится ориентироваться в условиях неопределенности, совершать рискованные поступки, которые еще неизвестно, к чему приведут.

Отношения с личным порядком не влекут за собой автоматически отношения с общественным порядком, это тоже взаимно дополняющие понятия. Точно так же и отношения с личным хаосом дополняют отношения с коллективным хаосом. И только человек, у которого все эти четыре компоненты находятся между собой в равновесии, чувствует себя гармонично развитым, внутренне уверенным и спокойным.

Вот такая получается таблица.

Отношения с

Порядком

Хаосом

Личным

ЭГО

ИД

Коллективным

СУПЕРЭГО

СУПЕРИД

Понаблюдайте за своими близкими и знакомыми, с чем связано их беспокойство, а в чем они успешны? Идеальный ли у них порядок? Считают ли они нужным стремиться к нему? С какой целью? Ориентируются ли в хаосе? Как? Если знаете их ТИМы, сравните состояние (развитость) функций соответствующих блоков. Я предполагаю, что здесь вас ждут интересные открытия.

Рассмотрим это подробнее по блокам, тогда, я надеюсь, лучше удастся разъяснить подход.

Блок ЭГО отвечает за отношения с личным порядком. Как это понять и применить на практике? Если у человека порядок в делах и мыслях, если он умеет поддерживать порядок в своих вещах, в своем доме, на рабочем столе, то можно предположить, что функции его блока ЭГО находятся в адекватном состоянии, «в хорошей форме». В народе о таких людях говорят «дружит с головой».

Соответственно, если человек погряз в личном беспорядке, запутался в делах и в отношениях или не может найти свое место в мире, скорее всего, его функции блока ЭГО или недостаточно развиты, или перегружены ненужной, негативной или неадекватной информацией. Видимо, такой человек не очень верит в себя или не стремится к личной реализации.

Блок СУПЕРЭГО отвечает за отношения с общественным порядком, с коллективным пониманием того, что есть порядок. Человек, который хорошо вписывается в общество, умеет грамотно себя подать, у кого хорошая самопрезентация, скорее всего уделяет достаточное внимание развитию своих функций блока СУПЕРЭГО. Такой человек отличается опрятным внешним видом, уважительным обращением с людьми, умением вовремя сказать нужное слово. Про такого человека тоже можно сказать, что у него порядок в голове, но уже не в смысле личной творческой реализации, а в смысле умения себя вести в обществе.

Если же человек бунтует против общественных норм, не придает значения внешнему виду, должной презентации себя и результатов своего труда, не выбирает слов, которые говорит, можно предположить, что с функциями блока СУПЕРЭГО что-то не так. При этом такой человек вполне может быть творческой личностью с высокоразвитым интеллектом, а может и не быть.

Часто бывает, что люди слишком стараются выглядеть хорошо в глазах окружающих, придают общественному мнению существенно большее значение, чем другим сторонам жизни. Про таких людей говорят, что они думают не своей головой. Сказанное не предполагает деления на «умных» и «красивых»: человек может быть одновременно и самостоятельно мыслящим, и хорошо вписываться в общественные нормы, что предполагает определенный труд по гармонизации личности.

Блок ИД отвечает за отношения с личным хаосом. Что это за отношения? Есть люди, у которых во всем идеальный порядок, дома хирургическая чистота, а полноценной жизни нет. Здесь можно предположить, что в голове у таких людей порядок, а вот хаоса они чрезмерно пугаются, не сумели установить с ним должные отношения.

Есть и другие люди, у которых везде и во всем полная неразбериха, не только в вещах, но и в делах, они не выполняют своих обещаний, данное слово для них – пустой звук. При этом чувствуют себя весьма неплохо. Можно сказать, что такие люди дружат с хаосом, но пренебрегают порядком, таких людей называют непорядочными.

Есть ли в отношениях с хаосом золотая середина? Мне думается, что ее нашли те люди, которые умеют и не глядя найти нужную запись в стопке своих бумаг (хотя другому эта стопка покажется беспорядком), и в то же время не позволяют хаосу поглотить свои дела, свою душу. Есть понятие моральной и физической чистоплотности, не доходящей до «хирургической» чистоты, но позволяющей человеку оставаться человеком в самых трудных ситуациях и обстоятельствах, держаться с достоинством (не для других – для себя), заботиться о близких, как бы тяжело ни было, поддерживать физическую форму в хаосе, в городской суматохе, в цейтноте, инфекциях, плохой экологии. Это и есть обеспечение собственного качества жизни «когда нигде не жмет».

  • В связи с этим кажется любопытным еще и вот что: не зря издревле на Руси не доверяли непьющему: выпивший человек находится в некотором хаотичном состоянии, порядка в мыслях явно нет, и отношения этого человека с хаосом проявляются в полной мере, любая непорядочность становится видна. Если трезвый человек может скрывать свои отношения с хаосом, прикрывая их отношениями с порядком, то у пьяного такой возможности не остается.

Умение делать бизнес, ориентироваться в стихии рынка можно тоже отнести к отношениям с хаосом, хотя и отношения с порядком (с законом, например) для нормального ведения бизнеса необходимы.

Что нужно делать, чтобы установить достойные отношения с личным хаосом? Ответ прост до банальности: даже если рушится мир и почва уходит из-под ног, нужно продолжать делать необходимые дела, мыться, бриться, кормить семью, стирать носки, протирать пыль… Да что я вам рассказываю? Вы и сами это знаете не хуже меня. Функции ИД тем и хороши, что не говорят, а делают.

Блок СУПЕРИД отвечает за отношения с общественным хаосом. Как это понять? Мне думается, что в коллективном бессознательном царит хаос. Вряд ли там возможен какой-то порядок. Зачем нам отношения с такой неизведанной и пугающей силой? Юнг говорил, например, о «возникновении новых идей из сокровищницы изначальных образов». Эрик Берн [6] утверждал, что та часть нашей психики, которая соответствует состоянию Ребенок, несет огромный творческий потенциал. Состояние детской доверчивости, соответствующее функциям блока СУПЕРИД, больше всего похоже на состояние Ребенок. А творческая функция у нас в ЭГО. Как же так? Я считаю, что нужно творческий процесс разделить на части. Для того, чтобы творчески оформить продукт своих сознательных размышлений (продукция творческой функции), мы должны сначала ощутить ту огромную спонтанную энергию, которая приходит к нам из коллективного бессознательного. Прикоснуться к миру снов, сказок, неосознанных желаний, веры в чудо. Встретиться с ощущением чего-то огромного и очень-очень важного, но непонятного – это скорее всего ощущение от встречи с архетипическим. И еще что-то должно в нас произойти, осенить нас. Тогда и осознанное творчество заработает. Что дало толчок к нему – трудно сказать. Муза прилетела? Вдохновение пришло?

Есть ли люди, не придающие значения своим функциям СУПЕРИД? Есть, и много. Они так и говорят о себе: «я человек нетворческий». Про них еще говорят «слишком взрослый». Трудно раскачать в таком человеке доверие к детским фантазиям, к спонтанным радостям, да и доверие к самой жизни у таких людей часто в очень сложном состоянии. Творческая функция может у таких людей хорошо работать (например, для решения локальных задач или для критики сделанного другими – это тоже одна из задач творческой функции), но не включается «зажигание» – подача спонтанной энергии для начала творческого процесса.

Есть и другая крайность – это люди, про которых говорят «как дети»: общественный беспорядок для них – родная стихия. Радость, праздник, душевное общение, творчество (высокого, и не очень, уровня) наполняют их жизнь. Но чтобы творческий результат был оформлен должным образом, он должен пройти стадию обработки творческой и другими функциями. Одного вдохновения здесь мало, ведь талант на 90% – это труд.

При размышлении о коллективном бессознательном и о функциях блока СУПЕРИД вспоминается анализ русских народных сказок, который сделала одна из любимых учениц Юнга – Мария Луиза фон Франц [7]. Она писала о том, что Юнг придавал огромное значение сочетанию троицы и четверицы. Четверица обычно так устроена, что три элемента в ней (троица) видны, заметны, значимы, а четвертый часто остается без внимания. Это «пустячок», «дурачок», вроде бы и никому не нужный, но в результате в самых сложных, загадочных и непредсказуемых обстоятельствах побеждает именно он. Поэтому справедливо утверждение: где троица, там и четверица.

Таковы герои русских сказок – это отец и три сына, из которых два – нормальные, а младший – Иванушка-дурачок. Но ни отцу (ему, понятно, не по статусу), ни умным старшим сыновьям не удается «пойти туда-не знаю-куда и принести то-не знаю-что». «Дурачок» же с этой задачей справляется. Как ему это удается? Ведь не ясно даже, куда идти, и спросить не у кого. В таком случае и отправляется человек в полный (и не личный) хаос, ориентироваться в котором совсем непросто – в коллективное бессознательное. Именно языком коллективного бессознательног, языком души, а не человеческой речью можно разговаривать с Серым волком, с Бабой Ягой и прочими пугающими персонажами. А что он оттуда принесет – никому неизвестно. Творческий продукт заранее не предсказуем.

Почему же тогда «дурачок», если столь успешен? Залог успеха здесь – не разум, он в коллективном бессознательном не помощник, и не личная выгода – это и вовсе противоречит законам коллективного бессознательного. Успех здесь зарабатывается душой, чуткой, внимательной и доброй.

Фон Франц далее пишет, что Юнг сопоставлял четверице и троице порядок расположения психологических функций (тот самый, что Аушра Аугустинавичюте отразила в модели Ю (см. рис.1.)). Отец – ведущая или базовая функция, она настолько велика, что определяет психологический тип человека. «Нормальные», «разумные» сыновья – вспомогательные, осознанные функции. Из них старший сын – явно умный, во всем помогает отцу (в соционике соответствует творческой функции), средний сын «и так, и сяк» (Юнг еще не называл эту функцию ТНС, ее значение было во многом неопределенным). А подчиненная функция по Юнгу (в соционике мы ее называем суггестивной) – это и есть наш Иванушка-дурачок. Фон Франц намекает вслед за Юнгом, что именно здесь-то и хранится золотой ключик от счастья.

Рисунок 1. Модель Ю. Названия функций по К. Г. Юнгу

model_yu

(…)

Все структуры в душе должны служить хозяину в полной мере, каждая вносит свой неотъемлемый вклад. Никакой структурой, никаким блоком не следует пренебрегать, чтобы избежать перекосов в личности. Если мы заметили признаки перекоса, нужно посмотреть семантику аспектов, соответствующих тем функциям, которые хотим поправить (подтянуть или, наоборот, отпустить) и почаще обращать внимание на соответствующие функции, прорабатывая их.

Завершая статью, приведу в качестве примера разбор процесса оформления идеи по блокам. Оформлять идею можно как угодно, но для того, чтобы она имела успех, она должна воплотить энергию всех четырех блоков.

Шаг №1. Идея приходит из коллективного бессознательного в виде не очень ясного образа, ощущается вдохновение, прикосновение к чему-то очень важному. Это «считан» коллективный бессознательный запрос: именно такая идея сейчас нужна людям. Ощущается энергия для ее воплощения. Работает блок СУПЕРИД.

Шаг №2. Идея поступает на обдумывание в область личного сознания – блок ЭГО. Здесь идея наполняется смыслом, человек вносит личные мысли, исследует ее, продумывает целесообразность, нужность и ценность этой идеи, область ее применения.

Шаг №3. Это непосредственная работа по описанию идеи, набор текста на компьютере, проработка схем, таблиц, рисунков и т.п. Работает блок повседневного труда – ИД. Этот же блок проводит идею через экспериментальные проверки, помещая ее в хаос жизни и проверяя на жизнеспособность. Такие проверки дают основания для всесторонней обоснованности идеи, делают ее продуктивной.

Шаг №4. Когда все проверено, обдумано, написано, можно почить на лаврах (которых еще нет). Так поступают, к сожалению, иногда, и тогда обижаются на непризнающих. Разумнее на этом этапе позаботиться о коллективном сознании: что сделать, чтобы люди приняли новую идею? Здесь важно многое. Необходимо отредактировать текст, чтобы он был написан грамотным, понятным, доступным языком. Нужно позаботиться о том, чтобы текст легко читался, выделить в нем главное, разбить на абзацы, чтобы было легче читать, привести примеры, чтобы читателю было понятно, как это применять. Надо еще замотивировать читателя, чтобы он понял, зачем это ему. Ну и дать небольшие передышки: юмор, шутки-прибаутки. И конечно, PR и реклама, размещение текста в средствах массовой информации, представление идеи на конференциях, семинарах. Это все работа СУПЕРЭГО.

Как видим, шаги №1 и №4 не менее важны, чем №2 и №3. Да, основная работа проводится по сильным функциям, никто не оспаривает их важность. А пренебрегая слабыми, мы лишаем себя или творческого вдохновения, или социальной реализации.

Тем, кто стремится к успеху, я предлагаю время от времени проверять свою работу на целостность: все функции, все блоки должны быть включены в работу, каждый в соответствии со своим назначением. И тогда успех не заставит себя ждать.


Литература:

1. Т. Н. Прокофьева. Развитие личности и соционические функции. // Соционика, ментология и психология личности, N1, 2004.

2. А. Аугустинавичюте. Социон. // Соционика, ментология и психология личности, № 5, 1996.

3. К. Г. Юнг. Психология бессознательного. М., 1998.

4. З. Фрейд. Психология бессознательного: Сб. произведений. М.: Просвещение, 1990.

5. Аналитическая психология. Словарь (с английскими и немецкими эквивалентами). Под ред. В. В. Зеленского. – СПб.: «Б.С.К.», 1996.

6. Э. Берн. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – СПб.: «Лениздат», 1992.

7. Лекции по юнговской типологии. М.-Л. фон Франц. Подчиненная функция. / Дж. Хиллман. Чувствующая функция. – СПб.: «Б.С.К.», 1998.

2006г

(с) http://socionics.ru/functions-and-models/modela/modeli