Погашение – это активные отношения, для них характерен интересный и полезный обмен мнениями, информацией, дискуссии.
В этих симметричных отношениях, довольно близких по структуре типов, партнёры воспринимают мир похожим образом, но важность явлений оценивают по-разному. Соответственно, проблемы здесь тоже похожи. Партнёры легко согласовывают оценки в области сильных функций, но, как правило, не убедительны друг для друга в области слабых.
Это отношения неустойчивой дистанции: нужную психологическую дистанцию установить очень трудно. Это удается сделать только тогда, когда партнёры общаются вдвоём. Появление третьего человека все разрушает: начинается конкуренция рассуждений (вербальных функций), перерастающая иногда в горячие споры. Никому не хочется уронить авторитет в глазах слушателей, ведь речь идёт, как правило, о сильных функциях партнёров.
Поначалу импонирует манера партнёра вести себя в обществе. Это способствует переходу на близкую дистанцию. При общении в группе психологический климат неожиданно начинает меняться. Интроверт постепенно отчуждается, отношения утрачивают теплоту, становятся формальными, появляется настороженность. Оба начинают в душе сожалеть о предыдущем переходе к доверительным отношениям. Экстраверту кажется, что его неправильно понимают, относятся предвзято. Это не может не удивлять, так как вдвоём взаимопонимание, казалось бы, было очень хорошим. Интроверт гасит активность экстраверта: в его голосе появляются обвинительные интонации, он начинает резко высказываться в адрес экстраверта, критиковать его. Экстраверт пытается отвечать тем же.
В более уязвимой позиции здесь, скорее всего, находится экстраверт. С одной стороны он чувствует себя “как в тылу врага”: всё начинает воспринимать на свой счёт, опасаться неверного шага, разоблачения. А с другой стороны, он не может видеть, что его партнёр – человек, в общем-то, порядочный и хороший. Избежать взаимных обвинений может помочь только высокий уровень культуры партнёров.
В погашающих отношениях хорошо заметны технологические огрехи друг друга. Для них характерны упреки в непродуманности действий, скепсис и критицизм. Эмоции для этих отношений губительны: обиды надолго разрывают их. Хорошо просчитывая огрехи партнера, нередко забываешь об уязвимости собственной позиции.
Оба партнёра принадлежат к одному клубу (исследователей или практиков, социалов или гуманитариев), что определяет одинаковую направленность интересов обоих. На стадии знакомства такие партнёры будут очень интересны друг другу. Подход другого к интересующей обоих проблеме представляется оригинальным, необычным, интересным.
В браке это одно из самых трудных взаимодействий. Это связано с тем, что супруги никак не могут достигнуть полного понимания ни по каким вопросам. Через короткое время супружеских отношений начинают нарастать неудовлетворение, недовольство, раздражение. Очень длительный этап “притирки” усложняется различием квадральных сексуальных программ. Многие браки в течение долгого времени балансируют на гране развода, а то и распадаются. К сожалению, браков с таким типом отношений встречается довольно много, наверное, по причине притягательности непонятного партнёра при внешней общности интересов. Положение ещё усугубляется тем, что нет, не только взаимопонимания, но и никакой поддержки слабых функций, поскольку они слабы у обоих. Проблемы, общие для пары, будут довлеть над ней, если, конечно, их не решит кто-то со стороны.
Такие браки испытывают трудные времена, когда в семье появляется ребенок. Начинается непримиримая конкуренция тех самых “противоположных взглядов”, которые раньше, казалось, просто придавали отношениям пикантность и подпадали под вполне безобидную формулу: милым браниться – только тешиться. Присутствие не только ребенка, но и любых третьих лиц нарушает согласие в парах, связанных отношением противоположности.
В этих отношениях интроверт гасит активность экстраверта (“Бальзак” скептически замечает “Дон Кихоту”, что из его начинаний ничего не выйдет, что “это все чепуха”, и неизвестно, “как еще все повернется”), особенно если интроверт является руководителем экстраверта. Работать лучше раздельно. Если партнёры работают вместе – лучше только вдвоём. Третий – лишний, он «уводит» одного из партнёров, как бы замыкая его на себя. Личные интересы согласовывать трудно, т.к. они имеют разную направленность.
Интересный фрагмент из описания этих отношений есть в работе Г. Рейнина «Соционика: Типология. Малые группы»:
«Такие партнеры могут обсудить вопрос со всех сторон, высказать массу полезных неожиданных идей, но работать вместе — ни в коем случае. Это серьезная проблема формирования групп, особенно в экстремальных условиях, когда людям приходится находиться в ограниченном пространстве достаточно долго и проводить какие-то совместные работы. Фон интертипных отношений тут выходит на первый план и становится существенным препятствием. Я разговаривал с психологами, которые работали с космонавтами. Известны случаи, когда люди на космической станции неделями друг с другом не разговаривали. Не скажешь: «Остановите, я сойду». Хотя и люди хорошие, и специалисты высшего класса.
Все это полезно знать, тогда возникает шанс вынести за скобки подсознательную механику и строить отношения другого рода».
Но такой партнёр может быть источником пополнения наших стандартных программ выживания. Отношения погашения помогают нам научиться согласовывать свои творческие амбиции с исполнением стандартных бытовых обязанностей. Ещё одна задача отношений погашения – научиться рассматривать явления и события с самых разных сторон и спокойно воспринимать «иные» мнения. Хорошо идёт обучение: передача информации почти не требует усилий.
Дополнительная информация:
Анастасия Денисова, Антонина Пушкарева. «Я воспитываю принца». Воспитание ребенка с учетом интертипных отношений: погашение в паре ДОСТОЕВСКИЙ (родитель) — ГАМЛЕТ (ребенок)