Это несимметричные отношения, в которых один из партнёров ставит задачи, а другой их с энтузиазмом решает, реализуя при этом свой творческий потенциал. Аушра Аугистинавичуте писала, что эти отношения и есть основа социального прогресса, когда то, что стало проблемой для заказчика, решается подзаказным в соответствии со своими возможностями. Возникшие при этом новые проблемы человек, в свою очередь, передаёт своему подзаказному и т.д. по кольцу заказа.
Заказчик смотрит на подзаказного сверху вниз, как на более нижестоящего, недооценивая его. Подзаказный смотрит на заказчика, наоборот, как на человека интересного, значимого, переоценивая его поначалу. Приёмника (подзаказного) может восхищать в заказчике, во-первых, его поведение, манера держаться, умение легко сделать то, к чему стремится приёмник, и, во-вторых, стиль изложения его мыслей, его творческий почерк. Приёмник в присутствии заказчика невольно начинает заискивать перед ним, угождать ему по каким-то для себя непонятным причинам. Начинается это с мелочей, а потом делается больше и больше, пока приёмник сам не начинает сдерживать себя. Причем со стороны это воспринимается так, как будто приёмник почему-то оправдывается перед заказчиком. Оценка заказчика для приемника очень важна и гораздо более значима, чем оценки других людей.
Вместе с тем для приёмника есть в поведении заказчика и неприятные, раздражающие моменты. Те черты, которые заказчик выпячивает, для того чтобы, с его точки зрения, хорошо выглядеть в обществе, привлечь к себе внимание, проникают в подсознание приёмника и будят в нём смутную тягу к активности по устранению тех условий, которые заставляют заказчика страдать или вести себя так неестественно. Однако приёмнику всегда непонятно, что же надо конкретно делать. Выдаваемый заказ оказывается не индивидуальным, а социальным, т.е. за ним скрываются проблемы той группы людей, в которую включена эта пара.
Со стороны отношения социального заказа воспринимаются как ровные, бесконфликтные. Инициатором их почти всегда является заказчик. Приёмник ощущает со стороны заказчика какое-то душевное расположение к себе. Заказчик старается всячески поощрить приёмника, позаботиться о нем, поддержать его по мере сил. Обратный отклик бывает обычно только на первых порах. Попытки договориться с заказчиком на равных не имеют успеха, обратная связь никак не налаживается. Заказчик, увы, не слышит приёмника. Вследствие этого приёмник отходит от него и старается держаться на расстоянии, а то и задеть его каким-либо образом, пуская в ход свою сильную функцию, которая у заказчика является предметом лишь периодической заботы.
Таким образом, эти отношения могут быть названы отношениями покровительства при отсутствии обратной связи. Со временем они могут перерасти в почти полное игнорирование приёмником заказчика. Приход к такому положению говорит о том, что заказ полностью осознан как социальный.
В отношении этого типа отношений в соционических кругах бытует множество различных мнений. Особо большим заблуждением является рекомендация этих отношений для брака. К сожалению, такие браки не редкость. Заказчик кажется очень привлекательным для подзаказного, эдаким «сверхчеловеком», в высшей степени гуманным, работящим и т.д. в зависимости от конкретной пары. Глядя на него, хочется стать лучше, доразвить у себя то, в чём так силён он. Для заказчика подзаказный кажется кем-то понятным и ничего особенного в нём нет. Всё, что говорит и делает подзаказный, заказчику кажется не слишком важным и значимым. То, в чём нуждается заказчик по суггестивной функции, подзаказный дать ему не в силах (т.к. этот запрос попадает ему на болевую). Таким образом, угодить заказчику очень трудно, особенно в длительных отношениях. Тем не менее, вначале заказчику импонирует восхищение, которое проявляет по отношению к нему подзаказный. Он самоутверждается за его счёт. Заказчиков не редко тянет к подзаказным, если у них проблемы с самооценкой. Это и есть «неравный брак». Неустранимый психический дискомфорт способен подорвать здоровье одного или даже обоих партнёров.
Вдобавок одинаковая вертность (оба экстраверты или интроверты) и разная рацио/иррациональность также неблагоприятно сказывается на отношениях.
Заказчик не склонен считаться с подзаказным, видя в подзаказном более слабого партнера, поэтому он стремится покровительствовать подзаказному, руководить им, а то и поучать его. Естественно, что подзаказный норовит, при случае, отдалиться от заказчика. В семье эти отношения удовлетворительны только при условии, что подзаказный занят какой-нибудь активной деятельностью вне семьи, тогда он может передать энергию, полученную от заказчика, дальше по кольцу.
Разорвать отношения подзаказному очень трудно. Он воспринимает заказчика как источник важной информации и человека многих достоинств. Так что, если заказчик по каким-то причинам хочет сохранить союз (к примеру, ему может казаться, что без него партнёр совсем пропадёт), то партнёры могут мучиться в таком браке десятилетиями.
Пример: Девушка психотипа Штирлиц встречалась с парнем психотипа Наполеон несколько лет. Перед ними встал вопрос о совместном будущем и парень решил, что жениться он пока не готов и разорвал отношения. Через некоторое время девушка вышла замуж за другого, психотип которого так же Наполеон. Знание соционики помогло бы ей не наступать на одни и те же грабли, а так – наше общество пополнилось ещё одним «заказным» браком, увы!
В целом общение на любой дистанции тяжело для обоих. Нельзя сказать, что заказчик давит, а подзаказный пассивно терпит: давление (правда, не симметричное) идёт с обеих сторон.
Самые романтические любовные истории происходят в отношениях заказа – партнёры сходятся, расходятся, не могут друг без друга; «нереальная любовь», когда сердце бешено стучит и бабочки в животе. Любовные истории, насыщенные страстью и ревностью и полные счастья. Правда, эта романтика длится недолго, потому что после свадьбы непонимание только возрастает. В основном это не какие-то крупные скандалы по принципиальным вопросам, однако, повседневная жизнь окрашена постоянным недовольством. Заказчику постоянно кажется, что подзаказный все делает плохо, что можно и нужно делать лучше и совершеннее. Подзаказный кажется заказчику несамостоятельным, изнеженным, слабым, кажется, что без него, заказчика, подзаказный пропадет. Поэтому он все время требует, учит, объясняет. Ну а подзаказный старается. В начале дружбы или совместной жизни подзаказный радуется и гордится тем, что такой сильный и основательный человек стал его партнером. С точки зрения подзаказного, заказчику не хватает до идеала самой малости, и эту малость подзаказный пытается восполнить. Однако ему кажется, что он никогда не может угодить заказчику, что тот постоянно им недоволен. На самом деле это не так, просто подзаказный не слышит понятных для него слов поддержки, во всех корректирующих замечаниях и даже вопросах ему чудится упрек. Люди все время ссорятся и всегда как будто из-за пустяков. Это очень утомительные отношения. Жить в такой семье трудно, невозможно выполнять вместе даже самые элементарные бытовые работы. Поэтому в такой семье все бытовые заботы ложатся на одного из супругов. Чаще всего все делает подзаказный. Но есть и такие семьи, где подзаказный перестает делать что бы то ни было и находит для себя другую сферу деятельности. Например, посвящает служебным делам даже досуг или работает в саду, ремонтирует машину, то есть занимается только таким делом, где его не контролирует заказчик. Кстати, пары, которые расходятся и снова сходятся спустя какое-то время, обычно связаны отношениями социального заказа.
В этой паре нельзя подводить друг друга: выполняйте свои обещания, не срывайте запланированные мероприятия, предупреждайте о своих намерениях. Для выдачи прямого заказа нужно подстроится под приемника проявить к нему хорошее отношение и предметно позаботится о нем. Комфорт в этих отношениях дается за счет совместной психологической работы. Приемнику не стоит драматизировать события. Лучше выразить свои эмоции через посредника, который способен примирить крайности или, по крайней мере, утешить.
Психологическая суть общения с подзаказным – пробудить его творческие способности, заставить его приложить усилия и добиться результатов в том или ином виде деятельности. Отношения заказа лучше всего подходят для параллельной ( не совместной) работы на разных участках общего дела. Их следует выбирать для стабильной деловой активности. Заказные диады и триады зарекомендовали себя в качестве очень продуктивных групп, осуществляющих экспансивную политику в своей сфере деятельности. В нормальных условиях это хорошие отношения для сотрудничества. Партнёры активно обмениваются информацией, не слишком задевают слабые точки. Трудности при этом возникают, как правило, от того, что заказчик забывает похвалить подзаказного, поблагодарить за выполненную работу. Заказчик здесь отрабатывает способность нести ответственность за принятие решений. Подзаказный – ответственность за выполнение заданий.
Кроме того, заказчик отчасти похож на активатора (аналогичные творческие функции). Поэтому, если активатора в окружении человека нет, то его роль может в определённых пределах взять на себя заказчик. Творческие проявления заказчика подзаказный воспринимает внимательно и серьёзно, они пробуждают и его творческую активность. Это в свою очередь снимает самоограничение с заказчика, выводя его из тупика.
Отношения заказа – своего рода допинг, побуждающий к активной деятельности, к развитию способностей. На некоторых жизненных этапах, когда потребность в отдыхе и расслаблении минимальна, присутствие заказчика благотворно и способствует творческому раскрытию личности.
Дополнительная информация:
Толкачева Н.Н. «Проявление этики отношений как ТНС в ИО заказа и активации».