Этические экстраверты и логические интроверты
Первая диада: этико-сенсорный экстраверт (Гюго), логико-интуитивный интроверт (Робеспьер)
Вторая диада: этико-интуитивный экстраверт (Гамлет), логико-сенсорный интроверт (Горький).
Эмоции этических экстравертов сильные, колоритные, внушительные, с большой экспрессией, нередко и властные. Эмоций не стесняются и не скрывают. Глубина и разнообразие переживаний самое ценное, что находят в себе, на основании чего ценят других людей. Формы выражения эмоций стараются усовершенствовать. Отсюда особенно сильное влечение к поэзии, музыке. Легко говорят и о любых других: страхе, ненависти и т.д. О том, что удивляет, восхищает, возмущает, выводит из терпения. Эмоции управляются, направляются и контролируются сознанием. Настроение то, что они сами творят, а не то, что с ними происходит без их сознательного желания. Эмоции довольно часто основное содержание жизни, ее сущность и вместе с тем украшение, а не рефлексия, как это бывает с людьми, имеющими логическое мышление. Они, как правило, очень приятные собеседники, внимательные слушатели: умеют понять, восхититься, одобрить, посочувствовать, войти в положение другого. Тем самым поощряют в окружающих откровенность, помогают разобраться в своих эмоциях. С помощью умения одобрять своим энтузиазмом заражают других, поднимают их настроение, вдохновляют на действие. Эмоции этих люден так сильно контролируются сознанием, они так уверены и их правомерности, что и эмоции, которые вызываются объектом любви, их не смущают и не стесняют. Странный и непонятный только тот, кто никем не восхищается, кого никто не приводит к восторгу и переживаниям. Часто думают, что своих эмоций не скрывают уверенные в себе люди, то есть люди с высоким чувством собственного достоинства. Безусловно, это сколько-то связано с уважением к себе. Но люди, которые уважают свои эмоции, далеко не всегда доверяют другим сторонам проявления своей личности: уму, воле, способностям. Здесь нам важно лишь одно чувство правомерности своих эмоций. И то, что не очень уверенный в себе этический экстраверт этих своих эмоций не стесняется.
Хорошо воспитанный этический экстраверт видит необходимость скрыть часть отрицательных чувств: возмущение, отвращение. Но не показать восхищение, не увеличить удовлетворенность другого человека собой причин нет.
Этический интроверт, о котором мы говорили раньше, старается понять другого и получить приятные эмоции. Экстраверт не столько ищет их себе, сколько старается дать другим. Давая радость другому, радуется сам. Смысл жизни обеспечивать окружающих положительными эмоциями. Поощрять их деятельность, придать смелость, вдохновить, а в случае надобности и приостановить или направить по другому руслу. (Поэтому эти два этических типа экстраверт и интроверт один другого не понимают, подозревают в эгоизме и фальши.)
Этико-сенсорный экстраверт имеет развитую сенсорику, поэтому замечает не только духовные, но и физические свойства партнера. Ему нужны не только психические, интеллектуальные данные партнера, но и его умение заинтересовать своей внешностью, физической выправкой, элегантностью. Эстетический вкус развит. Не переносит беспорядка и неопрятности. К вкусу других приспосабливаться не хочет. Интересующий его логический интроверт кажется замкнутым, загадочным, малопонятным/тля других и поэтому исключительно привлекательным. Яркие эмоции этического экстраверта, умение радоваться всему хорошему и красивому поднимают жизненный тонус логического интроверта. Логический интроверт не бесчувствен, но он вечно не уверен:
уместны ли его эмоции. Этический экстраверт как раз тот, кто искусно выражает то, что накопилось в его душе. Поэтому его и ценят.
В партнеры этико-сенсорному экстраверту особенно подходит логико-интуитивный интроверт, который является довольно уступчивым, охотно приспосабливается к партнеру, одобряет его вкус, отвечает на его эротическую инициативу. Логико-интуитивный интроверт в своих чувствах и в своем влечении может признаться лишь после того, когда глаза партнера любимого человека недвусмысленно выдают не только его эмоции, но и желание.
Он не эгоист. Если не всегда умеет считаться с интересами других, то с собственными тем более. Он больше других хочет чувствовать себя хорошим человеком. Но этой-то веры как раз и не хватает. Потому нужен защищающий его интересы партнер, который сумеет покритиковать его и за недостаток эгоизма, и за неумение беречь себя. Кто не поощряет его к деятельности, не требует активности, не заботится о его интересах и не заставляет его самого о них заботиться, тот его не любит. Не заботиться о нем, как и о всех других интуитивных, нельзя. Без этого они предъявляют к себе слишком большие требования и истощаются физически. Защиту его интересов, доброго имени и критику за слишком большую, изнуряющую деятельность воспринимает как признание ценности своей личности и доказательство любви. Это то, без чего ему трудно живется. Все прочее имеет мало значения.
Самая сильная его сторона логическое мышление. Побуждающая к общественной деятельности экстравертная интуиция является второй творческой, но требующей признания стороной. Поэтому для удовлетворенности своей деятельностью нужно одобрение партнера. Без него чувствует себя потерянным. Функционирование его как личности зависит от интеллекта партнера, его чуткости и умения одобрять. Время от времени он даже склонен проверить эмоции партнера малопонятными выходками. Если партнер надлежащим образом среагировал, значит контакт есть, все в порядке. Осуждение его неправильных поступков необходимо как компас, который ориентирует в вопросах общественного мнения. Кроме того, пока партнер интересуется его деятельностью, он интересуется и его личностью. Поэтому и нужно удостовериться, что ему все еще не нравятся его дурные поступки. Значит, замечает, заботится, уделяет внимание.
Отношения с сексуальным партнером сложны. Ни объекта влечения, ни тем более объекта чувств но своей воле не меняет. Можно сказать, что он любит того, кто уверен, что любит сам, и умеет быть уверенным, что является любимым.
Экстравертные эмоции основа союза двух людей, благодаря которому эмоционально более активный этический экстраверт внушает значительно более пассивному и менее смелому в своих начинаниях логическому интроверту уверенность в себе и в своей деятельности, дает опору, активизирует. Это влияние одного человека на другого напоминает чудо, значительность которого зависит от уровня интеллекта обоих.
Эмоции этико-интуитивного экстраверта тоже хорошо выражены и всем отчетливо видны, но они как бы отвлеченные. Он может распространяться о своих эмоциях и переживаниях, но его чувства платонические, не смеет желать даже очень любимого человека. Некоторое значение имеет неудовлетворительное сексуальное воспитание, но это воспитание только дополнительно усложняет их жизнь. Благожелателен к каждому, кто к нему проявил доброе чувство, но нужно много времени и настойчивого внимания партнера, чтобы чувство сплавилось с влечением. Влечение, как и у всех интуитивных, имеет своеобразный «заочный!» характер это значит, что объект совершенно осознанно желаю, только при его отсутствии. Когда любимый перед глазами, влечение кажется чем-то призрачным и фантастичным. Если партер из-за психической несовместимости недостаточно его понимает, даже и в браке избегает сексуальной близости. Свои чувства партнеру выражают не конкретно заботой о нем, а только драматическими рассказами и предупреждениями об опасностях, которые могут на него свалиться.
Интересно, что этико-интуитивному экстраверту присуща своеобразная высокомерная манера держаться. Со стороны кажется, что он почему-то важничает, что-то изображает. Это «высокомерие» очень привлекательно для практичного в своей деятельности, но замкнутого в отношениях с людьми логико-сенсорного интроверта. Оно придает ему своеобразное чувство уверенности и безопасности. Он благодарен и за фейерверк эмоций, которые освежают и оживляют его загнанные в подполье чувства. И за то, что этико-интуитивный экстраверт охотно приспосабливается к практическо-эстетической программе партнера.
Логико-сенсорный экстраверт эстет. Острое восприятие красоты, желание видеть ее вокруг себя, оценивать и наслаждаться. Он не такой гурман, как, например, логико-сенсорный экстраверт. Ему не так важно, что он ест и пьет. Желает удивить мир элегантностью своей собственной и особенно партнера (точнее красивыми объектами).
Своего влечения логико-сенсорный интроверт не скрывает, не стесняется, часто даже создается впечатление, что оно нарочно демонстрируется. Его проникновенный, жадный взгляд не пропускает незамеченным и неоценённым ни одного лица противоположного пола и многим может быть неприятен. Этот взгляд не столько волнует этико-интуитивного экстраверта, сколько убеждает в том, что его и вправду ценят и желают. Предлагает брак на основе полностью осознаваемого влечения и для него самого трудно определяемых чувств. О чувствах другого судит но внешнем проявлением эмоций. Поэтому сравнительно легко может ошибиться и свое желание быть любимым принять за чувства партнера. Чувствует это и потому недоверчив. В этом отношении этико-интуитивный экстраверт со своим подчеркнутым высокомерием именно то, что нужно: мало вероятности, что он пойдет на сближение раньше, чем понял, что связывающее их чувство настоящее.
Логико-интуитивный интроверт в любви еще более зависим от партнера, чем логико-сенсорный интроверт. Он не разбирается не только в чувствах, но и во влечении другого человека. Поэтому и более осторожен, больше боится быть смешным. Мужчины могут из себя изображать антифеминистов, женщины, особенно если эта установка воспитанием, тоже более или менее откровенно показывают свое презрение к вопросам пола. В этом «антифеминизме» есть элемент демонстративности, за которым спрятан поиск постоянных, неизменных человеческих отношений. Это не столько утверждение «все женщины никчемны», сколько вопрос «сможет ли она меня любить постоянно».
Автор — Аушра Аугустинавичуте