Содержание:
Введение
1. Общая характеристика квадр
2. Центральные коллективисты
2.1. Социально-экономический аспект
2.2. Духовно-психологический аспект
Романтико-силовая система ценностей
3. Центральные индивидуалисты
3.1. Социально-экономический аспект
3.2. Духовно-психологический аспект
Либерально-прагматическая система ценностей
4. Периферийные коллективисты
4.1. Социально-экономический аспект
4.2. Духовно-психологический аспект
Гуманно-трудовая система ценностей
5. Периферийные индивидуалисты
5.1. Социально-экономический аспект
5.2. Духовно-психологический аспект
Семейно-познавательные ценности
6. Особенности закона сменяемости квадр
6.1. Социально-экономический аспект
6.2. Духовно-психологический аспект
7. Обобщенный генетический закон
8. Квадральные ценности в синтезе
Заключение
Литература
Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры.
П. Сорокин
Введение
Важнейшей интегральной характеристикой группы является сплоченность. Для оценки сплоченности соционическая методология предлагает не менее четырех критериев:
- Объединение членов группы общей целью (идеациональный критерий). Максимально достигается в установке на род деятельности.
- Сенсомоторная совместимость участников (сенсорный критерий). Измеряется приборами типа гомеостат. Наиболее адекватно воплощается в темпераментной группе.
- Согласованность функционально-ролевых ожиданий (логический критерий). В наибольшей степени присуща кольцу ревизии.
- Ценностно-ориентационное единство (этический критерий). Наиболее полно реализуется в квадре.
Процесс групповой динамики, т. е. развитие группы во времени хорошо показывает, как эти критерии поочередно вступают в силу. Протогруппа, представляющая собой первоначальный конгломерат людей, начинает постепенно сплачиваться и пробегает в своем развитии четыре основные фазы:
- ассоциация (этап принятия совместной цели): срабатывает идеациональный критерий,
- кооперация (приобретение опыта совместной деятельности): вступает в силу сенсорный критерий,
- автономия (распределение внутригрупповых ролей, образующее устойчивую структуру): на первый план выходит логический критерий,
- корпорация (фиксируются общие ценности, что делает группу замкнутой и самоподдерживающейся): наиболее важным становится этический критерий сплоченности.
В данной работе я подвергну подробному анализу именно квадральную подсистему социона, которая, по моему мнению, служит структурным образцом ценностно-идеологической базы человеческих сообществ.
1. Общая характеристика квадр
Квадра как единство глубинных ценностей входящих в нее социотипов представляет собой R-подсистему социона. Она структурируется в ходе отделения от своей диалектической противоположности — L-подсистемы, или кольца ревизии [2].
Согласно комбинаторно-дихотомическому методу квадра, как и любая другая группа из четырех социотипов, описывается тремя дихотомиями. Квадральными дихотомиями являются,во-первых, центральность/периферийность, во-вторых, коллективизм/индивидуализм и, в-третьих, восхождение/нисхождение.
Признак центральность/периферийность (решительные/рассудительные у Аушры) напоминает традиционно мужские/женские ценности. Центральными квадрами являются бета и гамма, периферийными — альфа и дельта. В основе выявления этих противоположных тенденций поведения лежит бессознательная установка на принудительную кооперацию у центральных квадр и добровольную у периферийных [5].
Следующим квадральным признаком является коллективизм/индивидуализм. В основе его выявления лежат коллективные или индивидуальные действия, оцениваемые как общегрупповая норма. К колллективистским квадрам относятся бета и дельта (аристократы по Аушре), к индивидуалистическим — гамма и альфа (демократы по Аушре). При коллективизме целое активнее своих частей, а при индивидуализме, наоборот, часть активнее целого.
По этим двум шкалам, которые для наших целей удобно считать основными, следующим образом строится кватернион:
Есть еще и третья дихотомия — восходящие/нисходящие. К восходящим квадрам относятся альфа и бета, а к нисходящим — гамма и дельта. По Аушре эта признаковая пара называется веселые/серьезные. У первых бессознательно протекают энергетические процессы, а информационные осознаются. У вторых же внимание направлено на энергетику, а информатика отходит в область бесознательно-автоматического функционирования.
Если продолжить биологическую аналогию, то данная дихотомия напоминает разницу между молодостью и старостью. Восходящие квадры в силу своей психологической «молодости», ориентированы на будущее, а нисходящие — на прошлое. Ведь старение — это естественный процесс утраты энергии с одновременным накоплением информации.
Основная проблема молодых квадр — гармония разума (L) и чувств (E). Как подчинить желания и порывы души необходимости и закону? Основная проблема старых квадр совершенно иная — гармония пользы (Р) и отношений (R). Как извлекать выгоду, не нарушая нравственности и не портя отношений?
Наиболее глубокий рубеж разделяет именно молодые и старые квадры. В психологическом отношении — это конфликт поколений. Внутри отдельного человека этот надлом описывается психологами под названием кризиса середины жизни (кризис сорока лет).
Перед дальнейшим изложением сделаю важную оговорку.
Следует различать, с одной стороны, квадральность «по крови» и, с другой стороны, квадральность по воспитанию. Первое означает, что человек родился в соответствующем типе. Второе, что ему сознательно привито мировоззрение той или иной квадры. Причем имеется ввиду воспитание в широком смысле слова — не только в семье, но и духом времени, не только медленное, педагогическое, но и быстрое, импринтированное, через закладку подсознательных программ в шоковые моменты.
Отсюда следует, что если человек настойчиво декларирует какие-либо убеждения, это ни в коем случае не означает его принадлежность к соответствующей этим ценностям квадре. Часто бывает наоборот. Тот, кто громче всех кричит «держи вора», сам на руку не чист.
Приведу несколько исторических фактов, иллюстрирующих данную мысль. Ж. -Ж. Руссо давал наставления по воспитанию подрастающего поколения, в то время как сам пятерых своих детей отдал в приют. Н. Макиавелли проповедовал прагматический цинизм и политическую гибкость, сам же был идеалистом и не проявил каких-либо способностей к искусству интриг.
Судить надо не по словам, а по делам. Ни одному человеку еще не удалось избежать драматического расхождения между словом и делом. Именно поэтому я предостерегаю от примитивно-позитивистской трактовки психосоциальных явлений, часто встречающейся у социоников с техническим или естественно-научным складом ума.
Квадры я рассмотрю в порядке убывания их социальной влиятельности.
2. Центральные коллективисты
2.1. Социально-экономический аспект
Для беты — квадры центральных коллективистов характерны общественная (государственная) собственность в соединении с авторитарной властью. Такое сочетание позволяет соединить и долго удерживать под единым управлением крупные территории.
Нормой для этой квадры является мобилизационная экономика, построенная на концентрации всех материальных, информационных и человеческих ресурсов в одних руках. Она действительно оправдана там, где возникают экстремальные ситуации. Экономический финал такого уклада сводится к простой формуле: денег много, товаров мало.
В бете обязательно поддерживается строгая иерархия сеньоров и вассалов или, говоря современным языком, жесткая управленческая вертикаль. Впервые развернутое обоснование необходимости и главных функций государства с бета-позиций находим в знаменитом «Левиафане» Т. Гоббса. Философ доказывает, что государство подобно морскому чудовищу Левиафану должно вызывать страх и трепет у своих подданных.
Бета-типы, таким образом, являются наиболее выраженными и последовательными государственниками. Но формы государственности эволюционируют. Военно-вассальные отношения со временем сменяются институтом бюрократии — аппаратом квадры бета на позднем этапе своего развития, когда уже происходит переход к гамме.
Квадру бета по праву можно считать квадрой смут и революций. Только она эффективно действует в экстремально-кризисных условиях, не теряя сплоченности и организованности. И английскую, и французскую, и американскую и любую другую революции делала квадра бета и никакая другая. Я пришел к выводу, что относить Дж. Вашингтона, М. Робеспьера, Кромвеля и других «пламенных» революционеров к альфе, — это значит не знать соционики жизни, поведения социотипов в реальной обстановке.
С квадрой бета напрямую связано и такое явление, как национализм. Национализм расцветает тогда, когда одна этническая часть населения навязываются другой его части чуждые ценности в условиях недемократического государства. Лидеры угнетенной нации (это, как правило, социотипы ЭИЭ, ЛСИ) становятся на путь сепаратизма. Лозунг, который они проводят в жизнь: одна нация — одно государство. Поэтому когда власть оказывается в их руках, то другим этническим меньшинствам отказывают в праве суверенитета. Квадра бета выступает за унитаризм.
Однако неправильно думать, что вторая квадра не может существовать без деспотизма. Идеал правления во второй квадре — просвещенный монарх. У Платона, как известно, государством должны были править философы. В древности этот идеал был воплощен в Марке Аврелии, который был не только успешным императором, но и талантливым философом.
2.2. Духовно-психологический аспект
Романтико-силовая система ценностей
В квадре бета сконцентрированы самые неуживчивые типы людей. Чтобы удерживать их вместе, нужна крепкая патриархальная семья, состоящая из нескольких поколений, проживающих под одной крышей, направляемая твердой рукой ее главы. Такова естественная организация семейной жизни для бета-людей из низших классов.
Для высшего класса исторически сложился другой вариант. В аристократических кругах было принято отдавать родившихся детей кормилице, а затем отправлять их в закрытые пансионаты или интернаты. Таким образом поддерживалась необходимая психологическая дистанция.
Квадре бета присущ максимальный коллективизм, который поддерживается образом врага. Этот образ формируется из изначально четкого противопоставления мы — они. В качестве надежного средства «цементирования» бета-общества служит единая религия и идеология. Любое инакомыслие воспринимается как подрыв основ, а поэтому тем или иным способом подавляется.
Только в этой квадре психологически достоверным выглядит романтизм. На ее типах строится треугольник персонажей любого романтического произведения (соперничество между двумя мужчинами — одним достойным, а другим нет — за женщину). Прекрасные молодые герои либо погибают, либо побеждают и вступают в брак. Но спокойной семейной жизни им вкусить не дано. Удел героев и страдальцев — борьба. Поэтому если автор пишет продолжение их истории, то должен придумать какое-либо обострение в виде внезапной угрозы, исходящей со стороны или изнутри (предательство). В любом случае без образа врага ему обойтись не удастся.
Другие вызывающие уважение ценности бета-квадры — героизм и самоотверженность. Ее по праву можно назвать квадрой пассионариев. Пассионарий, по Л. Гумилеву, — человек, способный пожертвовать многим, вплоть до собственной жизни, во имя борьбы за идею. Квадра бета — главный поставщик беззаветных борцов и фанатиков любого толка.
Один из самых излюбленных лозунгов беты — справедливость. История знает много массовых движений под этим лозунгом, начиная от восстаний рабов и крестьянских войн до современного политического популизма. Им неизменно сопутствуют уравнительные настроения, связанные с перераспределением собственности принудительным путем.
Квадре бета для укрепления ее идеалов очень показан спартанский образ жизни, предполагающий аскетизм, постоянные тренировки как физические, так и духовные, а также принудительный коллективизм. Такая организация общества дает чрезвычайную устойчивость во времени. Хорошим историческим примером служит Спарта, просуществовавшая около пяти столетий.
Когда бета предается расслаблению, живет в роскоши и изненеженности — это уже предвестник ее скорого заката. Недаром же модель нарастающего напряжения эксплуатируют основатели тоталитарных духовно-религиозных сект самого разного толка. Исходя из анализа квадральных ценностей, харизматические лидеры и духовные учителя всегда являются выходцами из беты.
Итак, квадра бета, принося личное в жертву общественному, придерживается ориентации на других, то есть на большие группы. Именно в этом смысле ее нужно поставить на первое место как социально самой влиятельной квадры. В ней наиболее полно воплощена та идеологическая система, которую принято называть восточными ценностями.
3. Центральные индивидуалисты
3.1. Социально-экономический аспект
Для квадры гамма характерен приоритет частной собственности над государственной и демократической власти над авторитарной. В бете собственность тоже может принадлежать одному лицу, но лишь в порядке распорядительства, а не окончательного владения. Ее всегда можно отнять силой, передать другому лицу, национализировать и т. п. Гамма-принцип же таков: государство для личности, а не личность для государства.
Для реализации данного принципа исторически возникла система сдержек и противовесов. Чтобы предотвратить бета-квадральную узурпацию власти, Джон Локк разработал концепцию разделения властей. Таким образом, он стал идеологом гамма-государства в противоположность Т. Гоббсу — теоретику государственного устройства по бета-типу.
Государственная жизнь в квадре гамма строится на широкой автономии отдельных территорий, связанных друг с другом скорее экономически, чем политически. Унитаризму в ней предпочитают принцип федерализма. Парламент имеет двухпалатное устройство. Региональные руководители выборные, а не назначаемые. Идеологи второй квадры, как вы помните, настаивают на унитарном централизованном государстве.
В хозяйственную жизнь квадра гамма привносит товарно-денежные отношения. Ее родной стихией является свободная рыночная экономика. Под этим многозначным термином в нашем случае следует понимать такие положения:
- ограниченное участие государства в экономике, в частности, обеспечение законности, макроэкономическое регулирование, некоммерческие социальные программы,
- здоровая конкуренция — без монополизма, мафии, рэкета, давления теневых капиталов и прочих бета-включений,
- экономика открытого типа, то есть с низкими налогами и низкими импортными пошлинами,
- свободный рынок труда с мобильной рабочей силой,
- развитая банковская система, обеспечивающая быстрое перемещение капиталов в более прибыльные отрасли.
Конечное состояние такого рода экономики прямо противоположное по сравнению с экономикой мобилизационного типа: товаров много, денег мало. Отсюда вытекает сильная роль рекламы и многообразие способов продать избыточный товар (распродажи, скидки, призы, многоуровневый маркетинг и т. п.). Точной характеристикой зрелой гаммы поэтому будет термин общество потребления.
Следующим важнейшим признаком прихода гамма-ценностей является динамизация общественной жизни.
Любая страна начинает бурно развиваться, как правило, после реформ, вводящих широкую приватизацию собственности. «Вавилон и Тир, Карфаген и Тарент, Афины и Рим, Венеция и Генуя, Новгород и Псков, Соединенные провинции Голландии и Соединенные Штаты Америки — богатство и мощь этих республик неизменно связаны с торжеством принципа неприкосновенности социального я-могу каждого гражданина, то есть частнособственнического принципа» [2].
Реставрация Мейдзи в Японии, столыпинская реформа в России, современные преобразования в Китае — все это более близкие нам по времени примеры полноценных гамма-реформ.
Как свидетельствует историческая практика, долго такое состояние продолжаться не может, так как приводит к войне «всех против всех» — предельному обострению социальной напряженности между богатыми и бедными. Спускать пар можно лишь перераспределяя национальный продукт через высокие налоги на крупные доходы (принцип социал-демократии). Но это тормозит экономический рост. Так и исчерпывается движущая сила гамма-ценностей.
3.2. Духовно-психологический аспект
Либерально-прагматическая система ценностей
Характеризуется в первую очередь индивидуализмом. Индивидуализм следует понимать как ориентацию на себя, а не на других. Эгоизм как черта человеческой натуры больше не скрывается, а считается нормой. Желание получать прибыль пронизывает все стороны человеческой жизни вплоть до семейных отношений.
Отсюда особая роль денег — главного товара, который можно обменять на любой другой товар. Они становятся символом человеческого успеха. Насколько губительны деньги для второй квадры (коррупция подтачивает основы любой бета-квадральной империи), настолько они благотворны как источник роста для гаммы.
Даже друзья и близкие родственники предпочитают сохранять нидивидуальную автономию. Любовь по рассчету, брачные контракты, ранний уход детей из родительского дома, нежелание следовать общественным стереотипам в частном поведении — все это служит цели укрепления повседневной независимости. В коллективистское «общество справедливости» квадры бета людей с такими ценностями не заманишь.
Коренная ценность гамма-квадры — прагматизм. Как известно, на нем зиждется традиционная идеология англо-саксонских стран. Их правящие и образованные круги отличаются нелюбовью к структурной логике, порождающей всеобъемлющие системы. Философия прагматизма истинным признается все то, что приносит пользу. Абсолютная истина или даже стремление к ней отвергается.
Другая идеологическая опора квадры гамма — либерализм. Функционально его следует понимать прежде всего как свободу выбора. Понятно, что такое положение невозможно в долговременном плане без терпимости к инакомыслию, причем не только в политике. Любые догмы рушатся, бета-запреты снимаются. Со временем либерализм все больше проявляется как стремление все поставить с ног на голову, соединить несоединимое.
Либерализм имеет серьезные последствия для интимно-личностной сферы. Свободные отношения в семье перестают удивлять. Сексуальные меньшинства выходят из подполья. Полным ходом идет эмансипация женщин. Смешение поло-возрастных ролей наносит по патриархальной бета-морали окончательный удар. Потеря ориентиров, в конце концов, начинает угрожать психическому здоровью общества.
Жизнь превращается в бесконечный праздник. Везде играет музыка, горят яркими огнями рекламные вывески и витрины. Умами людей овладевает гедонистически-потребительская мораль. Когда человек насыщается отдельными блюдами или напитками, он начинает смешивать их. Такая смесь, эклектизм — характерная черта зрелой квадры гамма.
В интеллектуальной жизни происходят критические и антидогматические процессы — то, что сейчас именуют постмодернизмом. Постмодернизм — это широкое философское учение эклектического толка, в основе которого лежит смешение жанров и стирание границ. Постмодернистская эстетика в театре, кино, живописи, литературе как в зеркале отражает bдеологическую систему гамма-квадры принято называть западными ценностями.
4. Периферийные коллективисты
4.1. Социально-экономический аспект
Дельта-квадра несколько напоминает бету своей приверженностью к общественной собственности. Однако собственность становится умеренной по степени обобществления — не государственной, а корпоративной. Управляется территориально, а не ведомственно. С течением времени дельта закономерно оформляется в общество самоуправляемых территорий, имеющих сравнительно небольшие размеры.
В квадре дельта есть свои управленцы, это Администратор (ЛСЭ) и Мастер (СЛИ). Но они руководят не ведомственно и централизовано, а по месту, с учетом региональной специфики. Если местное самоуправление отдать в руки второй квадры, то неизбежно наступит феодальная раздробленность — игнорирование центральных законов, ведущее к сепаратизму. Безопасное для целостности государства территориальное самоуправление — функция четвертой квадры.
Таким образом, между ведомственным принципом управления беты и территориальным принципом дельты есть определенное противоречие. Находятся люди, которые интуитивно понимают, как можно в административном порядке разрешить конфликт бета- и гамма-ценностей. В этом русле протекает борьба А. Солженицина за возрождение земств — зачатков квадры дельта в русской жизни 19 века.
Так как я отношу этого русского писателя к ЭИЭ, то меня могут спросить: как представитель беты может ратовать за дельту? — В этом нет ничего удивительного. Ценности собственной квадры лежат в области бессознательного. А что декларируется сознательно, — это во многом дело свободной воли самого человека.
Власть в дельте принадлежит старейшинам — опытным людям, заслужившим признательность своей многолетней деятельностью. Для подобной формы государственного устройства принят термин меритократия. Правда, существует и ее негативная разновидность — геронтократия. Наглядный пример геронтократии — «кремлевские старцы», правившие Советстким Союзом после Н. Хрущева, — еще не стерся в памяти моего поколения. Но это дельта в бете, то есть всего лишь последний этап эволюции власти в тоталитарном государстве.
Если для гамма-общества в качестве ключевой характеристики подходит термин общество потребления, то для дельты таким понятием будет экологическое общество. Основная часть населения такого общества будет проживает не в городе, но и не в селе, а в пригороде, поселке городского типа и т. п. В экологическом обществе человек ведет себя не как властитель природы, а как необходимый элемент биогеоценоза.
4.2. Духовно-психологический аспект
Гуманно-трудовая система ценностей
Ее краеугольным камнем является реальный, а не декларативный гуманизм. Что стоит за этим понятием, раскрывает сравнение бета-социотипа Наставник с дельта-социотипом Гуманист. Наставник проповедует общечеловеческие моральные принципы словом (вспомните евангелие от Иоанна: в начале было слово…), на деле же их часто нарушает. Из Гуманиста вряд ли получится успешный публичный проповедник, так как природа не наделила его красноречием. Зато в повседневных делах он ближе любого другого социотипа подходит под категорический императив: поступай по отношению к своему ближнему так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе.
В дельта-квадре нет сайентистской установки, господствующей на этапе индустриализма. Упование на науку как движущую силу социального прогресса уходит, надежды возлагаются на нравственное чувство самого человека. Дельта будет совершенно не похожа на мир роботов, клонов, мутантов и тому подобных сайентистских продуктов, которыми напичканы американские гамма-фильмы о будущем. Поток научных открытий иссякнет.
На первый план снова выйдет религия. Однако речь идет теперь не о конфессиональной религиозности, которая зиждется на догме и церковной организации и в силу этого имеет мало общего с дельта-ценностями. Религия скорее будет походить на неоязычество,что-то наподобие веры в «космический разум».
Дельта-типы сплачивает умеренный коллективизм. Они придерживаются ориентации на проверенную временем традицию. Их жизнь организуется в пределах средних групп, существующих как система групп малых. Именно в таком социуме можно достичь максимального уровня душевного комфорта. Одной дуальности и уютной семьи явно недостаточно, чтобы человек испытал всю полноту жизни.
Впервые дельта-тенденцию смутно уловили еще анархисты 19 века. Петр Кропоткин, в частности, считал, что в государстве как бюрократическом механизме согласования поведения людей, имеющих противоположные интересы по причине их различного социального статуса, надобность отпадет. Будущее будет за небольшими коллективами, объединенными общей целью. Кооперация в этом случае возьмет верх над соперничеством.
В нашем веке о переходе от гаммы к дельте много писал психолог и философ Э. Фромм. Он мечтал о таком устройстве общества, которое называл «гуманистическим идеализмом». Этот болезненный процесс он представлял себе как смену установки на обладание (центральность) установкой на бытие (периферийность) [10]. В соционических терминах ненасильственное «бытие» добровольно отказавшихся от «хватательных» F-ценностей людей — это и есть общество, регулируемое идеологией четвертой квадры.
Еще один пример первичного островка гуманно-трудовых ценностей — путешествие на лодке «Ра» через океан Тура Хейердала. Его команду можно рассматривать как маленькую модель межличностного сосуществования по дельта-принципам. Из этого, впрочем, никак не следует, что сам Тур Хейердал «по крови» является типом дельта-квадры. Он всего лишь первопроходец, нащупывающий пути к ненасильственному кооперативному экологическому обществу дельта-квадры.
5. Периферийные индивидуалисты
5.1. Социально-экономический аспект
Для альфа-квадры органично подходит экономика семейного типа. При такой организации труда работают все члены семьи согласно своим силам и способностям. Никто не перетруждается, но в то же время и не отлынивает. Производится и запасается приблизительно столько, сколько семья может потребить. Такой тип хозяйства полностью приспособлен к окружающему природному ландшафту.
У власти эта квадра не бывает. Конечно, отдельные ее представители иногда попадают на центральные руководящие должности. Да, они оказываются там, но лишь в порядке исключения, подтверждающего правило. Альфа-типы не располагают ни силовыми, ни финансовыми рычагами, чтобы эффективно руководить организованными группами.
Государственные институты в альфа-обществе не развиты, господствует авторитет старших по возрасту. В этой квадре нет управленческих социотипов, наделенных логикой и сенсорикой. Государственную власть поэтому осуществляют пришельцы, либо царит анархия, но не в смысле «разбойничей вольницы», а как ситуативное лидерство того, кто в данный момент сумеет заинтересовать, увлечь, продемонстрировать знания.
В государстве как аппарате принуждения нет необходимости, так как нет серьезной агрессивности, властолюбия, избытка продукта, который можно было бы присвоить силой. Очень тяжело эта демократическая квадра реагирует на наказание, силовое принуждение, диктат давних традиций или формально введенного закона. Альфа-тип, ограниченный такими рамками, психологически погибает подобно тому, как погибает привыкший жить в единстве с природой абориген, которого поместили в городскую квартиру.
Такое общество теоретически может существовать неограниченно долго, но гибнет в результате стихийных бедствий или контактов с более агрессивными соседями. Оно возможно только в условиях очень защищенной периферии, особого параллельного мира, который зная о существовании мира цивилизованного и даже соприкасаясь с ним, тем не менее остается вне его прямого влияния.
5.2. Духовно-психологический аспект
Семейно-познавательные ценности
У альфа типов бытует ориентация на ближних других — свою малую группу. Иными словами, им свойственен умеренный индивидуализм. С одной стороны, он проявляется наподобие детского эгоцентризма — неумения взглянуть на ситуацию с точки зрения другого, чужого человека. С другой стороны, сильная зависимость этой квадры от своего ближайшего окружения не позволяет альфа-типам обратится в анти-коллективистов.
В обществе, для которого типичными стали проявления вражды и ненависти, практически единственным источником доброты и любви, взаимного уважения остается семья. Самые семейные типы в соционе — Посредник (СЭИ) и Энтузиаст (ЭСЭ). Наиболее нуждающиеся в индивидуальной заботе в рамках семьи типы — Аналитик (ЛИИ) и Искатель (ИЛЭ).
Познание альфа-квадральных сайентистов имеет самые чистые и безобидные формы, основывается главным образом на простом любопытстве. Оно никогда не превращается в догму или мощное вероучение, вербующее на свою сторону фанатичных адептов, как у беты, и не приводится в движение посредством материального интереса, прямой денежной выгоды (прикладная наука), как у гаммы.
Для альфа-познания не нужны специнструменты и напичканные дорогой аппаратурой исследовательские лаборатории. Эта квадра познает фундаментальные законы, соприкасаясь с исследуемой материей в ходе обычной жизнедеятельности. Поэтому открываемые ею законы не носят характера жестких зависимостей. Это всего лишь эмпирические обобщения часто повторяющихся событий. Однако без подобной работы разума не была бы возможна зрелая специализированная наука.
В любой квадре заложен не только потенциал движения вперед, но также и механизм самоликвидации. Альфа-квадру в конечном счете губит ее любопытство. Будучи наиболее открытыми и доверчивыми к новой информации, альфа-типы как мотылек на огонь летят навстречу своей погибели. Проникновение в ее каких-либо совершенных орудий или приемов, резко повышающих производительность труда, пробуждает инстинкты власти и обладания. А от это один шаг до классового расслоения и возникновения регулярной власти, то есть бета-уклада.
Люди, объединенные альфа-ценностями, приближаются к образцу гармоничных (в смысле Л. Гумилева) особей, то есть достаточно трудолюбивых, чтобы обеспечить всем необходимым себя и свое потомство, но недостаточно искушенных и конкурентных, чтобы создавать необходимый для экспансии прибавочный продукт.
6. Особенности закона сменяемости квадр
6.1. Социально-экономический аспект.
Общую схему квадральной эстафеты «альфа — бета — гамма — дельта» [5] отрицать нельзя, но реально мы все-таки прослеживаем лишь маятник колебаний между квадрой бета и квадрой гамма. Если наблюдать за событиями «снизу», то не стоит ожидать однонаправленного круговорота в типах. Вы обнаружите, что у власти практически всегда находится квадра бета (правящая квадра), гамма лишь на время отбирает у нее власть.
Процесс протекает примерно так. Эффективная в военное время, при мирном состоянии общества подавляющая инакомыслие бета приходит к застою. Приходится проводить серию гамма-реформ, включая частную собственность и выборность властей. Однако в условиях нарастающей поляризации доходов и падения нравов к власти либо насильственным, либо выборным путем приходит все та же бета. Круг замыкается.
Эту тенденцию отразил в своем законе «бегства от свободы» Э. Фромм. Суть закона он усматривает в присущем человеку стремлении любым путем избегать чувства тревоги, даже за счет потери большей части своей свободы. Обратное движение от третьей квадры (общество свободы) во вторую (общество принудительного порядка) подкрепляется бета-квадральной основой психики человека как такового.
Тому есть ряд причин.
Во-первых, причины природно-биологические. Человек сформировался таким, какой он есть, в условиях борьбы за существование. Этот фактор, как правильно подчеркивают социобиологи, превратился из межвидового во внутривидовой. Любая же борьба вырабатывает жестокость и стадность. А это принципы квадры бета.
Во-вторых, коллективистская психика квадры бета породила на социальном уровне государство, массовую идеологию, соответствующие обычаи и ритуалы, которые поддерживают данные приоритеты. Входя в общество, молодое поколение впитывает их из книг, рассказов старших, памятников культуры и других каналов социальной памяти.
В-третьих, ведущаяся испокон веков борьба за социальную справедливость, обычно в формах коммунизма, национализма или религиозного фундаментализма. В этом усмотрели движущую силу истории французские историки, а затем этот тезис взял на вооружение марксизм. А где ведется бескомпромиссная борьба, там опять-таки неизбежно самозарождается бета-мировоззрение.
В-четвертых, конфессиональная религиозность способствует упрочению бета-ценностей. Жизнь сельского населения, например, жестко расписана по церковному календарю раз и навсегда. Через церковь, особенно в идеациональные эпохи (типичный пример такой эпохи — европейское Средневековье) осуществляется довольно эффективный бета-контроль над «мозгами» населения.
Индустриализм и городской образ жизни (гамма-квадра), несущие с собой сенсорно-чувственную культуру, за последние несколько столетий отвоевывали немало прав у военно-религиозной беты. Однако гамма-уклад уже успел обнаружить много отрицательных сторон. Прежде всего — это нарастание бездуховности. Похоже, что индустриальный тупик ведет не к дельта квадре, а опять к бете — фундаментализму религиозного толка. Не так долго осталось ждать до наступления нового средневековья.
К такому выводу меня подталкивает и простая историческая аналогия: достаточно сравнить нынешнее состояние мирового сообщества с началом краха античной цивилизации две тысячи лет тому назад. Тогда победил не разум, а вера. Цивилизационный центр постепенно переместился на восток, в арабо-мусульманский регион. Точно так же и сейчас. Похоже, что в двадцать первом веке основные события будут происходить в Юго-Восточной Азии. Старушка Европа, а за ней и процветающие ныне США будут оттеснены на задний план.
6.2. Духовно-психологический аспект
На протяжении человеческой жизни происходит естественно обусловленная сменяемость систем ценностей. К какому бы типу ни принадлежал человек, все равно он периодически попадает во власть то одних, то других квадральных ценностей.
Этот процесс изучает возрастная психология. Четыре основных жизненных этапа — это детство, молодость, зрелость, старость. Последовательность возрастных периодов фактически изоморфна цепочке квадр. Детство по своим ценностям соответствует альфе, молодость — бете, зрелость — гамме и старость — дельте.
Между ними пролегают кризисные переходы. Подростковый кризис — переход от первой квадры ко второй. Кризис середины жизни — переход от беты к гамме. Выход на пенсию и отстранение от активной внешней деятельности, переживание своей «ненужности» — переход от гаммы к дельте.
Столкновение бета- и гамма-систем ценностей на историческом переломе талантливо отражено в «Дон Кихоте» Сервантеса. Этот литературный образ, используемый в традиционной соционике как псевдоним типа ИЛЭ, загипнотизировал многих ЭИЭ, которые с удовольствием идентифицируют себя с неугомонным борцом за идеалы справедливости. Я же считаю дон-кихотство не более, чем реликтом бета-квадры, протестующей против захвативших умы людей гамма-ценностей.
Возможно ли, чтобы квадры на социальном уровне менялись бы так же линейно и последовательно, как возрастные периоды человека?
Я думаю, что закон сменяемости квадр действовал бы в полном формате, если бы предыдущая квадра фактически воспитывала последующую. В действительности же типы довольно сильно перемешаны, один и тот же человек одновременно подвергается воздействию совершенно различных референтных групп. И помимо всего прочего формальное воспитание без учета психологической специализации личности нерезультативно.
7. Обобщенный генетический закон
Чередование квадральных ценностей я рассматриваю как частный случай глобального закона четырех фаз. Понятно на уровне здравого смысла, что любое явление структурно-хронологически может быть сведено к таким четырем фазам: зарождение — распространение — предельное напряжение — угасание. Давайте рассмотрим его примеры в истории, экономике, философии, природе, технике.
Начнем с истории этносов. В 19 веке Н. Данилевский создал теорию развития культурно-исторических типов [1]. История каждого культурно-исторического типа согласно Данилевскому состоит из четырех последовательных этапов:
- этнографический этап, когда складывается национальный характер (альфа),
- государственный период, когда происходит организация жизни этноса в государственных формах (бета),
- собственно цивилизация — этап расцвета этноса (гамма),
- этап конца культуры, когда наступает апатия и окостенение этнической традиции (дельта).
Л. Гумилев в 20 веке действует аналогично, раскладывая этногенетический цикл по силе и направленности пассионарного напряжения на четыре больших этапа. Их порядок следования, однако, несколько иной, что в принципе не меняет общую картину круговорота:
- первоначальный толчок и подъем — самоорганизация этноса и завоевание им соседних территорий (бета),
- акматическая фаза и надлом — кульминация истории этноса (гамма),
- инерциальная фаза и обскурация — переход к спокойному состоянию и разложение этноса (дельта),
- персистент (этнический гомеостаз) — нулевая точка, режим ожидания, подготовка к новой энергоинъекции (альфа).
Идею четырехфазного круговорота событий находим в экономических циклах Кондратьева. 45 — 65 лет (так называемые длинные волны). Каждый новый цикл развития обязательно разворачивается по следующей схеме: депрессия — восстановление — процветание — спад.
В фазе депрессии происходит инципиально новые ресурсы развития (альфа). Восстановление означает переориентацию на новые ресурсы и начало успешного экономического роста (бета). Процветание связано (гамма). Фаза спада наступает, когда (дельта).
В философии весьма показательна знаменитая онтологическая триада неоплатониста Прокла (5 в.), раскрывающая диалектику единственного и множественного:
- пребывание мира в единстве (альфа),
- эманация, т. е. выступление из своих пределов и порождение множественности (бета),
- обратный возврат в единство (дельта).
Пропущена, как мы видим, соответствующая гамма- квадре фаза пребывания во множественности.
На несколько веков позже этот же цикл, но уже более полным, четверичным способом описал основоположник средневекового реализма Эриугена (9 в.): движение Бога (идеального) к миру (материальному) и обратное возвращение к первоначальному состоянию имеет 4 фазы:
- природа творящая и несотворенная — Бог как первопричина всех вещей (бета),
- природа сотворенная и творящая — Логос, божественный ум, непосредственная движущая сила мира (гамма),
- природа сотворенная и нетворящая — мир множества конкретных предметов — теофаний (дельта),
- природа несотворенная и нетворящая — возвращение к Богу, вечным ценностям (альфа).
Закон четырех фаз очень выпукло проступает в драматургической форме. Завязка — развитие действия — кульминация — развязка. Авторы остросюжетных произведений, ставящие своей целью максимально увлечь читателя, вынуждены следовать этой схеме весьма близко.
Далее к закону четырех фаз относится большая серия природно-космических циклов. Например, сезонный цикл: зима — весна-лето-осень. Суточный цикл: ночь — утро — день — вечер. Фазы луны: новолуние — первая четверть — полнолуние — последняя четверть. Их объединяет то, что концентрация солнечной энергии сначала нарастает, а затем убывает. Низшая энергетическая точка процесса соответствует альфе, рост энергии — бета, энергомаксимум — гамма, участок энерегетического понижения — дельта.
Четверичны также биологические циклы. Например, процесс дыхания. Задержка на выдохе — вдох — задержка на вдохе — выдох. Процесс пищеварения: голодание — прием пищи — переваривание — опорожнение кишечника. Процесс полового совокупления: покой — возбуждение — оргазм — релаксация.
Технические механизмы также подчиняются этому закону. Так как эта область интересует меня менее всего, напомню лишь рабочий цикл четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. В свое время к этой аналогии энерго-информационного метаболизма прибегла Аушра. Первый такт — впуск, второй — сжатие, третий — рабочий ход и четвертый — выхлоп.
Природные и технические циклы обобщены в законе трансформации энергии в физике. Вот эти четыре трансформационные фазы: потенциальная энергия (альфа) — ее переход в кинетическую (бета) — кинетическая энергия (гамма) — переход обратно в потенциальную (дельта).
Можно с уверенностью прогнозировать, что в будущем будут открыты еще много других частных проявлений этого глобального закона.
8. Квадральные ценности в синтезе
Обычно бету и гамму философы и социологи противопоставляли друг другу. В таком противопоставлении, как мы убедились, есть реальный соционический смысл. Например, военные (бета-квадральные) и промышленные (гамма-квадральные) общества описываются как антиподы у Г. Спенсера.
Еще более четко разработал эту дихотомию немецкий социолог формальной школы Ф. Теннис. Он описал две противоположные эпохи в жизни людей: общность (согласие, обычаи, религия) и общество (договор, политика, общественное мнение). В современной социологии бета/гамма-дихотомия продолжает существовать как деление обществ на традиционные и индустриальные. Переход от квадры бета к квадре гамма принято назвать процессом модернизации.
Впервые вопрос о синтезе двух квадр поставил итальянец Н. Маккиавели. Он образно сравнивал правящую бета-элиту со львами, а гамма-элиту с лисами. Соединение львиных и лисьих качеств в одном лице — это и есть идеальный Государь. Борьба второй и третьей квадр — соционическая суть его теории циркуляции элит.
Психологии масс впервые уделил серьезное внимание Г. Лебон. Он предсказал, что двадцатый век станет веком толп. Создается впечатление, что борьба и взаимопроникновение гаммы и беты в геополитическом масштабе достигает своего максимума. Согласно Лебону, варварство толпы — надежный знак крушения старого мира и перехода к какой-то новой цивилизации. Бета и гамма должны частично уничтожить друг друга, частично слиться и освободить тем самым путь квадре дельта.
В наше время наибольший интерес вызывает экономический синтез. Широкое распространение получил госкапитализм. В нем осуществляется слияние двух административно-хозяйственных подходов. Госкапитализм имеет две формы — бюрократическую, которая характеризуется сращиванием чиновничества и бизнеса (гамма в бете), и олигархическую, то есть власть монополий, транснациональных корпораций и т. п. (бета в гамме).
Интересен вопрос и о том, какие типы в социуме наиболее заметны. Эти типы, конечно, следует искать в центральных квадрах, а не периферийных. Сильнейшая диада находится в бете: Наставник — Хозяин. Масштабные исторические рывки совершаются именно этой активационной диадой, причем Наставник выполняет роль вдохновителя-мобилизатора, а Маршал — пробивной силы.
Вторая по силе диада происходит из гамма-квадры. Предприниматель — Политик. Сотрудничество бизнеса и государственных деятелей — простая формула процветания страны. Конфронтация между ними, наоборот, — предвестник социального кризиса.
На схеме показана типологическая конфигурация, которая изображает незримую психологическую пирамиду власти:
ET------- FL \ / LF FR------- PT \ / TP
Перед вами шестерка, которая творит историю. Кочующие списки выдающихся деятелей и мыслителей, в которых равное количество мест отведено каждому из 16 социотипов, нужно коренным образом исправить. На общесоциальном уровне в исторической перспективе заметный след оставляют лишь Наставник, Инспектор, Маршал, Политик, Критик, Предприниматель.
В первом разделе речь шла о том, что конкурирующая с квадрой группа — кольцо ревизии. А какая же дуальная? — Кольцо заказа. И вот по каким соображениям.
Психологи установили, что в человеке уживаются две противоположные потребности: потребность в равновесии (гомеостаз) и потребность в развитии (гетеростаз) [11]. Первая удовлетворяется как раз в квадре, а вторая — в кольце заказа. Заказно-дуальные группы, таким образом, создают человеку условия для оптимального развития. В них достигается сопряжение различных систем ценностей наиболее экономным способом.
Каков же механизм вытеснения предшествующей квадры последующей? Он действует через законы подражания, открытые французским психологом Г. Тардом. Квадра может отойти от своих ценностей под воздействием инородного, но модного образца. Подражая ему, происходит кризисный переход к другим ценностям. Бета вытесняет альфу силой и организованностью, гамма вытесняет бету свободой и материальными соблазнами, дельта вытесняет гамму гуманностью и стабильностью.
Квадральную эстафету я рассматриваю всего лишь как одну из многих закономерностей групповой динамики. Закону сменяемости квадр есть альтернатива — движение стимульных групп. А. Маслоу указал на пять главных стимулов человеческого поведения, четыре из которых подходят для нашей цели — выделения групп мотивации:
- физиологические потребности — сенсорные интроверты (S-типы),
- потребность в безопасности — интуитивные интроверты (Т-типы),
- потребности в признании и уважении — сенсорные экстраверты (F-типы),
- потребность в самоактуализации — интуитивные экстраверты (I-типы).
Существует определенная иерархия этих мотивов, которая срабатывает, конечно, не абсолютно, а лишь в тенденции. В общих чертах она заключается в следующем.
Впереди — интуитивные экстраверты. Их доминирующий стимул я обобщенно называю уникальность. От них исходят основные инновации. За ними следуют интуитивные интроверты, которые поддержат безопасные инновации. Третьими подключаются сенсорные экстраверты ради статуса. И завершают цепочку сенсорные интроверты — наиболее ценящие текущее благосостояние (субпассионарии в терминах Л. Гумилева) типы.
Как же развести эти на первый взгляд противоречащие друг другу подходы? Дело в том, что законы сменяемости действуют на разных таксономических уровнях. На макроуровне видна сменяемость квадральных эпох, а на микроуровне приоритет переходит к стимулам.
Утопист тот, кто считает, что при помощи соционики достижимо социально-экономическое благоденствие. В историю вошли имена Ш. Фурье, О. Конта, К. Маркса, Г. Спенсера — создателей проектов идеального устройства общества будущего. Нежизненные, потому что работают против психологии центрального социума, который держится на силе государственной власти и силе денег. Сталкиваясь с действительностью, такие утопии лишь порождают бета-квадральные химеры.
Психологический утопист нашего времени — Дж. Морено. Он считал, что перегруппировкой людей таким образом, чтобы рядом оказались симпатизирующие друг другу личности, можно ликвидировать социальную напряженность. Повторением этой ошибки занимаются недальновидные соционики, думающие, что массовая дуализация приведет к обществу всеобщего благоденствия.
Это далеко не так. Не стану указывать на обратную сторону дуальности, которая игнорируется социониками-утопистами. Замечу только, что конфликт между дуалами не только возможен, но и неизбежен, если употреблять эти отношения не по назначению. Отсутствие противоречий, какими бы методами оно не обеспечивалось, означало бы конец эволюции.
Методами соционики вряд ли приведешь общество к экономическому процветанию. Зато достижимо духовно-психологическое качество жизни. Да и то только в достаточно зрелом обществе и в пределах средних групп. Стоит ли напоминать, что неприемлем никакой иной путь кроме осознанного и добровольного?
Давайте сравним соционический идеал с античным идеалом 1 атараксии — душевной невозмутимости. Между ними есть много общего.
Как полагали древние философы, атараксия должна достигаться через умеренный образ жизни и воздержание от суждений. Соционика также говорит, что начинать надо с себя, и, в первую очепедь, с изменения своего отношения к миру и окружающим людям. Причем не словесного, а поведенческого.
Духовная ситуация нынешнего времени, как я уже упоминал, сродни закату античной цивилизации. Разочаровавшись в государстве, не имея сил противостоять враждебному миру в одиночку, человек выбирает путь золотой середины — жизнь в малой группе. Скептицизм по закону компенсации обязательно, рано или поздно, приведет к вере.
Заключение
Для социологов и философов, которые небезразличны к соционике, сформулирую краткий методологический вывод. Теория квадр, по моему мнению, продолжает давнюю исследовательскую традицию сочетания историко-эволюционного и структурно-функционального подходов к анализу общественных явлений. С другой стороны, в ней социальный реализм (макроуровень) вытекает из социального номинализма (микроуровень), а затем начинает влиять на первый по закону обратной связи.
А теперь резюме статьи для собственно социоников. Каждая квадра специализирована на свою среду и свое время. В общих чертах эта специализация такова:
- идеология квадры альфа эффективна в небольших уютных группах семейного типа (ориентация на вечность),
- квадра бета идеологически побеждает в больших централизованных группах, сплоченных единой целью борьбы за какой-либо национальный, классовый или религиозный идеал (ориентация на будущее),
- ценностные нормы квадры гамма неизбежно возобладают при действиях поодиночке на основе временных соглашений ради материального интереса (ориентация на настоящее),
- идеология квадры дельта оптимальна в группах среднего размера корпоративного типа, где общий результат одинаково зависит от успеха каждого ее участника (ориентация на прошлое).
Литература
- Данилевский Н. Я. Россия и Европа. — М., 1991.
- Ефимов И. М. Метаполитика: Наш выбор и история. — Л.: Лениздат, 1991.
- Гуленко В. В. Коммуникативный закон стремления к центру. Оцените свои шансы в деловой конкуренции. Киев, 25.04.1998.
- Гуленко В. В. Эквифинальные группы. Киев, 29.11.1997.
- Гуленко В. В. Квадральная эстафета. Силуэты времени через вереницу типов. Киев, 25.07.1995.
- Гуленко В. В. Idem per idem. Системная иерархия в соционике. Киев, 8.01.1998.
- Гумилев Л. Н. Этносфера: Исторя людей и история природы. М.: Экопресс, 1993.
- Лебон Г. Психология народов и масс. В: Психология масс. Хрестоматия. — Самара, «БАХРАХ», 1998, с. 5 — 41.
- Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред. А. Ю. Согомолов: Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1992, с. 429.
- Фромм Э. Иметь или быть? — М., 1986.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). — СПб., Питер Пресс, 1997, с. 48.
(с) http://socionics.kiev.ua/articles/feature-and-group/valu/