Сенсорно-этический интроверт (“Дюма”)
Представители типа:Александр Дюма (отец), Ярослав Гашек, Джоаккино Россини, Жорж Бизе, Огюст Ренуар, Борис Кустодиев, Лючано Паваротти, Монтсерат Кабалье, Евгений Леонов, Олег Табаков, Булат Окуджава, Юрий Визбор, Эльдар Рязанов, Леонид Броневой, Леонид Куравлев, Наталья Гундарева, Ирина Муравьева, Валентин Юдашкин, Александр Калягин, Лариса Долина, Роман Карцев, Станислав Садальский, Вячеслав Невинный.
Блок ЭГО * 1-я позиция * Программная функция * “Сенсорика ощущений”
Красота и гармония во всех их проявлениях, яркая, изобилующая приятными впечатлениями жизнь, стремление к удовольствию в самых эстетичных и изысканных его формах – вот основные, присущие представителям этого типа ценности. Для Дюма характерно не только созидание прекрасного во всех его формах и проявлениях, но и бережное отношение к уже существующей гармонии.Дюма никогда не позволит себе испортить кому-нибудь настроение или привнести в атмосферу праздника будничность. Он – созидатель всего того, что приносит радость и доставляет удовольствие.Дюма любит и ценит жизнь во всех ее проявлениях. Для него очень важно чувствовать вкус к жизни. Важно сделать жизнь красивой, приятной, легкой; важно ощущение “праздника жизни”. Дарить удовольствие для Дюма так же приятно, как и получать его.
Дюма – реалист. (А иначе, как бы он дополнял такого мечтателя и фантазера, как Дон-Кихот?) Дюма сориентирован на самые простые и естественные ценности: благополучие семьи, уютный дом, добрые отношения.
Никому никаких неприятностей старается не доставлять. Сам радуется жизни и не намерен усложнять ее другим.
Для Дюма очень важно ощущение комфорта, душевного покоя, хорошего самочувствия и хорошего настроения. Отсутствие какого-либо из этих ощущений его серьезно обеспокоит. Например, если обстоятельства складываются так, что он не имеет возможности в обеденный перерыв пойти куда-то пообедать и вынужден регулярно питаться всухомятку, это его будет очень беспокоить: “Так ведь недолго и гастрит нажить…”
Комфорт и дискомфорт, здоровье и болезнь, счастье и несчастье, жизнь и смерть – основные темы его рассуждений.
Часто размышляет о том, в каких условиях он хотел бы существовать. Любит критиковать плохо продуманные или неудобно организованные условия работы, учебы и отдыха.
Дюма обладает свойством запоминать и заново воссоздавать однажды пережитые ощущения. Звуки, цвета, запахи запоминаются им как целостное впечатление и могут восстановить в памяти ассоциации, связанные с пережитым чувством, напомнить о каком-то событии, о каком-то человеке, о каких-то отношениях.
Умеет замечать неприятные ощущения, испытываемые другими людьми. Например, сразу же заметит, что кому-то жарко, холодно, тесно, душно, кому-то жмет обувь. Замечает, когда кто-то испытывает болевые ощущения. Всегда знает, чем они вызваны, и стремится устранить их причину. Причем старается сделать это в тактичной форме, поскольку считает, что ощущения – это нечто сугубо личное и интимное, поэтому и влиять на них следует деликатно и ненавязчиво. (Представители этого типа великолепно работают в медицине.)
Дюма умеет сострадать чужому недомоганию, поскольку и свое собственное плохое самочувствие воспринимает как серьезную неприятность. В этот момент он полностью поглощен своим состоянием и своими ощущениями. Общение с окружающими в этот период его только раздражает, особенно, если они безучастно относятся к его состоянию и не проявляют никакого сочувствия и никакой заботы. Недостаточно выраженное сострадание Дюма воспринимает как проявление душевной черствости и плохого отношения к себе. Если, например, видит, что его жалобы только раздражают окружающих, старается ограничить с ними всякие контакты до лучших времен.
Формально выраженное сочувствие, равно как и общеободряющие, “дежурные” фразы, ничуть не улучшают его состояния. Во время болезни Дюма нуждается не в ободрении, а в утешении.
Не считает себя способным к физическим перегрузкам, поэтому не любит оказываться в условиях, требующих от него физической выносливости, особенно, когда это касается его отдыха. Любит отдыхать в условиях скромного и непритязательного комфорта, в обществе приятных и интересных ему людей. Туризм, требующий физического напряжения, сопряженный с риском, опасностью и полнейшим отсутствием удобств, его привлекает сравнительно мало.
Любит отдых на природе. Тонко чувствует ее красоту. Любое проявление прекрасного старается запомнить, как вообще старается запоминать все хорошее, “чтобы было что вспомнить”. (“Жизнь – не то, что прожито, а то, что запомнилось”.)
Умеет и любит принимать гостей. Рад возможности проявить свой вкус и кулинарные таланты. Сама подготовка к приему доставляет ему удовольствие. Дюма обычно устраивает для своих гостей настоящий “сенсорный праздник”: уютная обстановка, приятная музыка, мягкое освещение, красивейшая сервировка, вкуснейшая еда – все делается для того, чтобы удовольствие от праздника было всесторонним и наиболее полным.
Дюма тщательно продумывает все детали будущего застолья: подбор гостей, сервировку, сочетание блюд, выбор вин. Если это, например, новогодний праздник, продумывается оформление комнаты, карнавальные костюмы, подарки, сюрпризы… Очень сердится, когда кто-нибудь мешает осуществлению его праздничной затеи: “Ну ты подумай, я вношу торт со свечами, а моя свекровь в этот момент включает верхний свет! Ну как она не понимает, что она этим все настроение праздника испортила… Или вот еще: сама начала раздавать подарки! Ну как она не понимает, что это не от нее подарки, а от Деда-Мороза – их же надо под елкой найти. Вот так взяла и испортила детям праздник!”
Дюма отличает великолепный вкус во всем, что касается гармонии ощущений. Это всегда непревзойденные кулинары, способные по запаху определить и вкусовые качества пищи и степень ее готовности. Дюма не просто готовит пищу: он творит, он вкладывает душу, он представляет, какое удовольствие должна доставлять его еда.
Очень серьезно относится к вопросам питания. Исключительно привередлив и разборчив в пище. Еда, не вызывающая у него доверия, им съедена не будет, даже если его очень об этом попросить. Очень консервативен в вопросах вкуса.
В любых условиях Дюма умеет создать ощущение комфорта, ощущение тепла и уюта. Какими бы скромными средствами он не располагал, всегда придумает, как украсить свой дом. Может использовать для этого свое рукоделие, свои рисунки или рисунки своих детей. Любое, даже временное его жилье выглядит уютным и обжитым.
В оформлении интерьера Дюма предпочитает затейливо-изящный стиль, часто с декоративными дополнениями. Очень рационально использует пространство, умеет даже тесноту сделать уютной.
Порядок в доме Дюма (особенно если это дуализированный Дюма) обычно соблюдается, причем в очень ненавязчивой и необременительной для домочадцев форме: домочадцы разбрасывают вещи, Дюма их терпеливо собирает и раскладывает по местам и так до тех пор, пока домочадцы не начинают автоматически класть вещи на место. Если у Дюма не хватает сил регулярно наводить порядок во всем доме, всегда есть какой-то участок, где порядок неукоснительно соблюдается и где все со вкусом организовано.
Предметы быта в доме Дюма всегда красивые и удобные, всегда очень красивая посуда. Не только та, что для праздников, но и та, что на каждый день. Красивая посуда и красивое постельное белье – “маленькая слабость” представителей этого типа. Мягкая, удобная мебель, ковры, подушки, салфеточки – все, что радует глаз и располагает к отдыху, непременно присутствует в доме Дюма.
Эстетика Дюма рассчитана на восприятие малыми формами. Красота каждой вещи должна восприниматься в отдельности – отсюда некоторая декоративная перенасыщенность, свойственная эстетике Дюма. (Свойственная также эстетике всех иррациональных “сенсориков-этиков” – и Дюма, и Цезаря.)
Дюма обладает многими художественными талантами и с удовольствием их реализует. Так, не обучаясь специально профессии парикмахера или портного, часто выполняет работу не хуже, а иногда и лучше иного профессионала. Дюма, профессионально занимающийся дизайном (одежды, причесок, обуви, мебели), вне конкуренции.
Великолепно чувствует гармонию цвета, линий, форм, звуков, запахов. Лучшие парфюмеры и лучшие дегустаторы получаются именно из представителей этого типа. Умеет подбирать ассоциативные сочетания запаха и цвета, цвета и звука. Может изобрести духи, соответствующие определенной музыке, настроению, определенному цветовому сочетанию, определенному художественному направлению и стилю одежды.
Дюма умеет создавать свою моду, умеет и сам приспосабливаться к любому ее направлению. Никогда не наденет то, что неудобно носить, или то, что невыгодно подчеркивает недостатки его внешности. Этим объясняется способность Дюма в любой одежде выглядеть исключительно привлекательно. По природе склонные к полноте, они великолепно справляются с этой проблемой, благодаря умению со вкусом одеваться, легко двигаться и удобно себя чувствовать в любой обстановке. Кроме того, Дюма не может допустить, чтобы его полнота доставляла ему какие-то неудобства. Поэтому начинает соблюдать диету каждый раз, когда чувствует, что это необходимо.
Дюма всегда уверен в своей привлекательности, и окружающие, особенно представители противоположного пола, это всегда хорошо чувствуют. Дюма обычно пользуется успехом, причем заслуженным, и это его очень радует. Никогда не спекулирует на своей красоте, поскольку считает ее нормальным и естественным явлением. Ему приятно доставлять удовольствие своим внешним видом. Более того, Дюма охотно помогает и советом и делом всем, кто хочет сделать свою внешность более привлекательной, чем оказывает неоценимую услугу своему дуалу Дон-Кихоту, обычно уделяющему недостаточно внимания своему внешнему виду. (Как любила говорить одна студентка-Дюма про своего преподавателя – Дон-Кихота: “Каждый раз, когда я его вижу, мне так хочется его отмыть!.”)
Нет ничего более естественного для Дюма, чем забота о своих близких, о своих домочадцах – это один из его жизненных ориентиров. Его домочадцы всегда бывают ухожены и накормлены. Дюма может свои потребности сократить до минимума, но постарается, чтобы его семья не испытывала ни малейших неудобств.
Эстетическое воспитание детей считает делом первостепенным и наиважнейшим. Например, живя на пособие по безработице, может купить своим детям пианино и оплачивать им уроки музыки.
Блок ЭГО * 2-я позиция * Творческая функция * “Этика эмоций”
В эмоциональном плане Дюма часто производит двойственное впечатление: внешне – это беззаботный весельчак и оптимист, внутренне – человек сдержанный и напряженный.
В малознакомом обществе Дюма старается не привлекать к себе особого внимания, больше наблюдает, чем действует. Внешне всегда кажется спокойным, уравновешенным, уверенным в себе. При кажущейся открытости внутренне скрытен и недоверчив. Часто производит впечатление человека “себе на уме”. И действительно, Дюма боится сболтнуть о себе что-нибудь лишнее.
На близкой дистанции в своей компании общается легко, свободно; умеет создать непринужденную обстановку. Любит развлекать друзей забавными историями.
Умеет и любит быть душой компании. Прекрасно поднимает настроение шутками. Если какие-то шутки оказываются неуместными, может быстро и тактично поменять тему. Но следует заметить, Дюма поддерживает в компании хорошее настроение только в том случае, если это не противоречит его собственному внутреннему состоянию.
Миролюбив. Дружелюбен. Умеет создать ощущение тепла и радушия. Очень к себе располагает и может найти контакт с любым окружением. Прекрасно чувствует собеседника, умеет к нему эмоционально подстроиться, причем делает это вполне искренне. Очень легко завоевывает доверие людей, но никогда этим не злоупотребляет (если только этого не требуют интересы его работы).
Легко вызывает на откровенность. (Качество, позволяющее представителям этого типа быть хорошими разведчиками, агентами, психотерапевтами и воспитателями.)
Умеет запоминать и воспроизводить однажды пережитые эмоции, умеет представить себе переживания другого человека, его чувства и его характер. Умеет эмоционально воссоздать и пережить в себе эмоциональное состояние другого человека, умеет как бы пропустить его через себя. (Благодаря этому качеству Дюма может быть очень хорошим актером, дипломатом или посредником.)
Если при нем затевается ссора или спор, всегда старается разрядить обстановку, старается отвлечь спорщиков или успокоить их. (Качество, рассчитанное на проблематичную этику его дуала Дон-Кихота, постоянно затевающего спор, переходящий в ссору.) Разумеется, Дюма и сам может втянуться в ссору со своим конфликтером и тем не менее состояние вражды ему очень неприятно. Именно поэтому предпочитает выступать связующим звеном между враждующими сторонами. (“Мастер челночной дипломатии”.) Всегда радуется возможности кого-то помирить, уговорить, убедить. Хорошо устраивает свои дела неофициальным образом.
Работая на руководящей должности, старается поддерживать хорошие отношения со всеми подчиненными. Считает для себя важным уделять внимание психологическому климату в коллективе.
Старается поменьше критиковать других – не любит конфликтовать и наживать себе врагов. Поэтому, если и приходится кого-то покритиковать, старается сделать это в мягкой форме. Но если видит, что это кого-то травмирует, старается не обострять отношений и переводит все в шутку. (Качество, совершенно необходимое при общении с таким дуалом, как Дон-Кихот, который, как уже говорилось, очень обостренно воспринимает критику в свой адрес.)
Дюма умеет быть режиссером настроения: если считает нужным кого-то успокоить или утешить, сделает это великолепно. Если считает нужным привлечь внимание к своим проблемам, сделает это “творчески”: создаст обстановку совершенно невыносимого напряжения и не “отпустит” до тех пор, пока его проблемы не начнут хотя бы частично решать, или до тех пор, пока сам не успокоится. Дюма не стесняется открыто говорить о своих проблемах, причем в этом не всегда ограничивает себя близким кругом, из-за чего может производить впечатление нытика. (Такая этическая тактика рассчитана на этику эмоций его дуала Дон-Кихота, которого иногда бывает необходимо отвлечь от его фантастических проектов и поставить перед фактом конкретной, реально существующей проблемы.)
Блок СУПЕРЭГО * 3-я позиция * Нормативная функция * “Интуиция времени”
Дюма обычно ценит и свое и чужое время, но расходует его столько, сколько требуется для достижения нужного ему результата. Например, если он чего-то не выяснил, чего-то недопонял, он будет продолжать разговор до тех пор, пока не получит полную ясность, независимо от того, располагает ли его собеседник временем для объяснений или нет. Дюма может зайти “на минутку” и застрять на несколько часов, но зато получит полную информацию по всем интересующим его вопросам.
Такое качество, как пунктуальность, для него более значимо именно в этическом плане. Поэтому, если ему приходится опаздывать, всегда чувствует себя очень неловко. Если обстоятельства не обязывают его к пунктуальности, Дюма этому только рад.
В силу многих причин четкий распорядок дня ему неудобен. Необходимость жить по жесткому графику, поспевать куда-то к определенному часу для него всегда обременительна. Не всегда может планировать время отдыха или время работы. Время отдыха для Дюма определяется его самочувствием. Например, не дожидаясь перерыва, Дюма может выйти передохнуть и перекусить (если условия того позволяют). Время окончание работы определяется ее результатом.
Время Дюма обычно расходуется на сиюминутные дела и сиюминутные потребности, что особенно затрудняет его планирование. Поэтому Дюма очень не любит давать обещания: опасается, что выполнить их будет трудно из-за каких-то непредвиденных обстоятельств.
Часто разыгрывает роль оптимиста, уверенного в завтрашнем дне. Любит прогнозировать будущее, хотя его прогнозы иногда носят наивный характер. Например, может какое-нибудь случайное везение рассматривать как предвестник будущих блестящих перспектив.
По аспекту “интуиция времени” для Дюма особенно характерны перепады от оптимизма к пессимизму. Иногда отдельную, случайную удачу он может возвести в перспективу: например, если его похвалили на работе, он уже предполагает для себя блестящую карьеру, поругали – предвидит увольнение.
Его собственное будущее, будущее его семьи, его страны, его общества – тема, которая его постоянно волнует. Причем конкретной программы по этому аспекту Дюма предложить не может. Вопрос “Что же с нами будет?” всегда остается для него неразрешимым, всегда остается областью его размышлений. Его мучительных размышлений. (Пример: фильмы Эльдара Рязанова “Небеса обетованные” и “Предсказание”.)
Для Дюма бывает затруднительно предвидеть развитие ситуации во времени. Он может потерять много времени на неоправданное ожидание. Он может “зацикливаться” на ожидании, отказываясь от других возможностей и перспектив. Это объясняется тем, что для Дюма расход времени оправдывается результатом дела. Если достигнуты положительные результаты, то не жалко и потраченного времени.
Ценнейшую услугу в прогнозировании перспектив оказывает для Дюма его дуал Дон-Кихот. Лучшего “предсказателя” глобальных перемен в развитии общества трудно себе представить. Дон-Кихот лучше, чем кто-либо другой, может ответить на вопрос, как и в каких условиях будут жить отдельный человек, семья, общество в целом через определенный отрезок времени. Какие возможны перемены в будущем, какие обстоятельства повлияют на эти перемены.
Дюма может не обращаться к гадалке, имея такого дуала, как Дон-Кихот, который видит не только перемены к лучшему или к худшему, но видит и сроки этих перемен. При Дон-Кихоте для Дюма не бывает бесполезного ожидания – Дон-Кихот этого просто не допустит и переориентирует Дюма на другие, действительно перспективные планы.
Блок СУПЕРЭГО * 4-я позиция * Мобилизационная функция * “Деловая логика”
На любую предстоящую ему работу, даже любимую, даже привычную и постоянную, Дюма смотрит как на обременительную необходимость – и это одна из его серьезнейших проблем. Даже если часть работы он уже выполнил легко, в творческом порыве, под влиянием вдохновения, все равно ему еще предстоит ее завершать, прорабатывать детали, проверять конечный результат, а все это – уже необходимость.
Необходимость выполнять какую-то работу выводит Дюма из естественного для него расслабленного состояния. Необходимость выходить из этого состояния и переключаться на работу – уже сама по себе его напрягает, создает ему неприятные ощущения: “Вот сейчас допью кофе… докурю… и надо идти доделывать проект… Кто бы знал, как мне не хо-о-очется… кто бы за меня его сделал…”
Дюма часто говорит о необходимости делать какие-то дела и о том, как ему “не хо-о-очется” их делать. Часто жалуется на перегрузки, на недостаток времени. Из каких-то обычных, бытовых дел создает целую проблему. Часто складывается впечатление, что он больше всех работает, больше всех перегружен и жизнь у него тяжелее, чем у всех других.
Дюма очень тяжело входит в работу, очень долго раскачивается. То ему кажется, что она ему не по силам, что он не знает, как ее сделать, что у него не собрано достаточно материала, что у него не готово рабочее место.
В творческом порыве Дюма может сделать работу вообще незаметно для себя. Пришла идея, как сделать эту работу – пошел и сделал. Но “на одном дыхании” можно сделать работу только небольшого объема, как же представители этого типа пишут многотомные романы и ставят многосерийные фильмы?
Дюма великолепно работает творчески. Начинает работу по вдохновению, а там уже заставляет себя ее продолжить и закончить. (Во многих художественных произведениях для представителей этого типа, начало работы – книги, фильма, оперы – выглядит гораздо более талантливым, многообещающим и интересным, чем ее продолжение и завершение.) Между первой частью работы и последующими иногда могут быть большие промежутки времени. Дюма должен “созреть” для продолжения и завершения. Для него это очень важно – зато и результат себя оправдывает.
Дюма не любит показывать незаконченную работу, не любит, когда его контролируют в процессе работы. Не любит, когда в процессе работы начинают конструктивно критиковать его работу – критиковать его методы, его замысел, его стиль. В его понимании это значит чинить ему препятствия. В таких случаях всегда требует, чтобы ему дали возможность доделать работу самостоятельно и представить конечный результат.
Дюма старается выбирать такую профессию, которая бы полностью реализовала его творческий потенциал, но если этого не получилось, старается найти себе работу по силам и по возможностям. В таких случаях на блестящую профессиональную карьеру он не претендует, на работе старается ничем не выделяться, чтобы не слишком ругали и не слишком хвалили. Лишний раз на глаза начальству предпочитает не попадаться, никаких лишних нагрузок, инициатив, ответственности и обязанностей на себя не берет.
Иногда создается впечатление, что Дюма вообще боится работы и ищет способ как бы ее избежать. Если кто-либо привносит в его работу какие-то новые проблемы и этим ее усложняет, Дюма страшно раздражается. Например, если в учебных или методических целях его заставляют решать простую задачу сложными методами (как это иногда бывает в методиках Штирлица), это буквально выводит его из себя. Дюма как раз нуждается в том, чтобы ему показали самую простую и самую рациональную методику, с самым минимальным расходом времени, а уж усложнить он ее и сам сможет.
Дюма всегда очень внимательно прочитывает инструкции, очень внимателен ко всем методическим рекомендациям. Его учебные конспекты, как правило, бывают самые полные и самые аккуратные. Дюма – это тот самый студент, который всегда у всех выпрашивает “переписать конспектик”. Причем стоит ему в этом отказать, он сразу выглядит таким несчастным – для него это действительно очень важно.
Самостоятельно разобраться в какой-либо методике, рационально и эффективно ее применить для Дюма самая настоящая победа. Он совершенно счастлив, когда к нему обращаются за советом или консультацией по поводу знакомой ему методики. Иногда ему даже кажется, что методические консультации – это его призвание.
Дюма довольно часто рассуждает о том, как можно было бы неплохо заработать. Хотя именно зарабатывать деньги ему чрезвычайно трудно. Даже будучи высококвалифицированным и широкообразованным специалистом, Дюма может по нескольку месяцев напряженно искать работу, а потом согласиться на самые невыгодные условия: “Да можно было бы и бесплатно работать, но потом хотя бы рекомендацию получить, хотя бы стаж заработать.”
Для Дюма очень важно найти работу в перспективной или в постоянно требуемой области, чтобы в будущем не нужно было менять профессию, чтобы не было осложнений с поисками работы. (Аспект “деловой логики” у Дюма связан с аспектами “интуиции времени” и “интуиции возможностей”.) Поэтому в вопросах деловой логики Дюма удобнее всего ориентироваться на советы и прогнозы своего дуала Дон-Кихота, у которого этот аспект находится на сильных демонстративных позициях, поэтому он может себе позволить быть снисходительным к недостаточной практичности своего партнера.
Дуализированный Дюма обычно высоко оценивает деловые качества своего партнера и соглашается со всеми его предложениями: “В первый год после приезда мой муж ввел режим жесточайшей экономии, мы абсолютно во всем себе отказывали. Зато сразу же купили машину, муж утвердился на новой работе и теперь его собираются сделать компаньоном фирмы, а там можно будет и квартиру купить…”
Дюма умеет жить в режиме жесточайшей экономии, особенно если это временное, непродолжительное явление, если уже виден выход из тупика, и, наконец, самое главное, если это требуется в интересах семьи и в интересах близкого ему человека. Подсознательно Дюма всегда уверен в интуиции своего партнера (поскольку подсознательно сориентирован на сильную интуицию своего дуала), знает и всегда рассчитывает на то, что выход из затруднительного положения будет найден, причем в кратчайшее время. Это обстоятельство его обычно успокаивает и он с удовольствием занимается своим прямым делом – экономно ведет хозяйство. И тут ему нет равных, поскольку, как известно, только Дюма может из одной-единственной курицы сделать пять сытных блюд (“бульончик, жаркое, студень, салат и еще фаршированное горлышко”) и кормить ими свое многочисленное семейство. Как бы, казалось, не боялся Дюма работы, он все-таки очень трудолюбив. Работая по призванию в удобных для себя условиях, он всегда показывает блестящие результаты. Занимаясь своим любимым делом, часто оказывается вне конкуренции. Работа для Дюма – это всегда очень большая и серьезная ответственность, и хотя он иногда и производит впечатление “талантливого лентяя”, на самом деле – это чаще всего талантливый труженик.
Блок СУПЕРИД * 5-я позиция * Суггестивная функция * “Интуиция возможностей”
Во всем, что касается поиска возможностей, Дюма действует неуверенно, как бы наощупь. Все время ищет поддержку со стороны, постоянно нуждается в наставнике, который подскажет, правильно ли он поступает.
Дюма склонен занижать собственные возможности, они часто кажутся ему недостаточными для решения всех его насущных проблем. Например, часто сожалеет о том, что у него нет влиятельных связей, что ему мало кто помогает, что ему не с кем посоветоваться, не к кому обратиться, не на кого опереться.
Дюма старается быть дальновидным и предусмотрительным, но поскольку самостоятельно просчитать возможности ситуации ему бывает очень трудно, он часто совершает ошибки, которые иногда оборачиваются для него серьезными неприятностями. Например, не всегда может разобраться в характере ситуации, поэтому его доверием, радушием и доброжелательностью часто злоупотребляют. Зная это, Дюма старается быть осторожнее, предусмотрительнее, но тем не менее нередко позволяет вызывать себя на откровенность, о чем впоследствии очень сожалеет. Поэтому Дюма всегда с интересом выслушает рекомендацию о том, какую пользу он может для себя извлечь из той или иной ситуации, как ему лучше поступить в том или ином случае и какие могут быть последствия его поступков. Сам Дюма не способен с уверенностью ответить на эти вопросы. В правильности своих прогнозов он обычно сомневается, даже если высказывает их уверенным тоном.
Ситуация коренным образом меняется, когда партнером Дюма становится его дуал. При всей, казалось бы, отрешенности Дон-Кихот умеет трезво оценить и возможности ситуации, и возможности своего партнера. Анализ ситуации Дон-Кихотом направлен как раз на то, чтобы придать действиям партнера нужное направление.
Самую полную информацию по аспекту “интуиции возможностей” Дон-Кихот предоставляет именно своему дуалу Дюма. С партнерами других психологических типов приятного и продуктивного общения на эту тему, как правило, не получается.
С Дон-Кихотом Дюма чувствует себя надежно защищенным, способным выжить и выстоять в самых трудных условиях: “Когда мы с мужем приехали сюда, мы были совершенно одни, нам никто не помогал. У нас здесь не было ни родственников, ни друзей. Мы всего добились сами…”
Как уже говорилось, Дюма предпочитает смотреть на жизнь реально, поэтому ему очень важно быть уверенным в реализации своих возможностей. Считает, чем раньше человек найдет себя, тем легче ему будет себя реализовать.
Дуализированный Дюма всегда интереснее работает творчески. Именно в партнерстве с Дон-Кихотом он получает возможность безгранично развивать свою фантазию и выступать ярким новатором на выбранном поприще. Уверенно определять новые направления в искусстве, являться законодателем новых стилей и жанров.
На развитие талантов своих детей Дюма не пожалеет ни сил, ни денег. Всегда склонен видеть в своем ребенке выигрышный лотерейный билет, который когда-нибудь да выиграет. Часто через способности ребенка пытается реализовать свои нереализованные возможности.
Развитие собственных талантов для Дюма также имеет большое значение. Именно поэтому он очень интересуется мнением о своем профессиональном потенциале, о своих возможностях и способностях. Не любит, когда критикуют его способности.
Большой интерес у него вызывают люди, способные найти и раскрыть его таланты. Любит слушать о блестящих перспективах и интересных событиях, которые его еще могут ожидать в жизни. Может и в преклонном возрасте осуществить свою давнюю мечту и освоить профессию, которую раньше по каким-то причинам считал для себя недоступной.
Блок СУПЕРИД * 6-я позиция * Активационная функция * “Логика соотношений”
С удовольствием включается в работу, которая ему кажется логически определенной и для которой имеет достаточную теоретическую подготовку.
Достоверность источника информации для Дюма очень важна. Например, если в справочнике, которым он располагает, обнаружится какая-то логическая неувязка, Дюма не успокоится, пока не найдет этому какое-то объяснение или пока не выяснит, насколько эта нелогичность принципиальна, насколько она влияет на общую суть его работы.
В случае, если у Дюма возникают сомнения в достоверности располагаемой им информации, он подготавливает себе теоретический материал самостоятельно, причем ни денег, ни времени ему на это не жаль. Пример: одна студентка (!) купила себе электронный переводчик и с его помощью переводила для себя всю необходимую информацию, изданную на иностранных языках.
Дюма скрупулезно собирает весь тот материал, который считает для себя важным, тщательно анализирует и продумывает его. Дюма исключительно наблюдателен в мелочах: “Я сразу заподозрила неладное, как только муж сел читать газету и сразу же ее отбросил! А такого с ним прежде никогда не случалось. Чтобы он когда-нибудь отложил газету, не прочитав ее всю от корки до корки?! – никогда такого не было!.”
Исключительная наблюдательность и умение глубоко анализировать полученную информацию позволяют Дюма прекрасно проявить себя во многих профессиональных областях. (Например, великолепно работать в таких профессиях, как разведчик, следователь, врач, актер, режиссер и т.д.)
Дюма очень интересуется самыми перспективными научными методами. Старается быть в курсе самых последних разработок. Свой компьютер загружает новейшими программами.
Дюма убеждается достоверными фактами и логически последовательными аргументами. Ему интересно наблюдать логические закономерности в каких-то труднообъяснимых явлениях.
По счастью, у Дюма есть такой дуал, как Дон-Кихот, способный просчитать то, чего еще нет в природе, самую смелую фантазию, самый смелый замысел. Благодаря расчетам и логическим выкладкам Дон-Кихота самая смелая мечта кажется близкой и легко осуществимой реальностью, и Дюма (при всем своем трезвом реализме) с удовольствием принимает участие в самых фантастических проектах Дон-Кихота, с готовностью предоставляет свою помощь и поддержку в реализации самых смелых его начинаний.
Блок ИД * 7-я позиция * Наблюдательная функция * “Волевая сенсорика”
О своих волевых качествах Дюма говорит примерно так: “Я только недавно понял, что у меня, оказывается, большая сила воли”.
Сила воли у Дюма действительно есть и действительно большая, но он не позволяет себе пользоваться ею без особой надобности. Поэтому часто производит впечатление мягкого, расслабленного человека, старающегося быть очень аккуратным и деликатным в методах своего волевого воздействия. Это объясняется тем, что волевая сенсорика Дюма подсознательно настроена на очень уязвимую волевую сенсорику Дон-Кихота. Поэтому открытого волевого давления Дюма старается ни на кого не оказывать. (Подсознательно он это держит как крайнюю меру для самой экстремальной ситуации.)
Если ситуация того требует, Дюма может быть и жестким и строгим, но он никогда не злоупотребляет своими волевыми качествами. Дюма не любит работать на должности, обязывающей требовать жесткого и беспрекословного подчинения. Дюма – всегда “мягкий” и душевный руководитель, даже на самой высокой ступени власти. (Актеры-Дюма, играя роли жестоких властелинов, как правило, не мобилизуют свою волевую сенсорику – они всегда играют их внешне мягкими и душевными, но внутренне строгими и непреклонными, т. е. играют самих себя.)
Жесткость Дюма проявляется только в том случае, если его “мягкое” воздействие не приносит никаких позитивных результатов. Если, например, на его просьбу ответили отказом, Дюма создает обстановку совершенно невыносимого напряжения, а это, как правило, стоит ему большого расхода сил. (А доводить себя до чрезмерного напряжения Дюма не любит и силы свои предпочитает расходовать экономно.)
Применять методы волевого воздействия Дюма очень не любит. Ему неприятно даже попадать в ситуацию, которая его к этому принуждает: ему неприятно упрекать, неприятно мстить. Подсознательно настроенный на уязвимую сенсорику и этику Дон-Кихота, Дюма понимает, что такое воздействие допустимо только в самом крайнем случае, когда его просьбы постоянно игнорируются, когда его интересы абсолютно не принимаются во внимание, когда его жертвы совершенно никем не замечаются – тогда ему уже становится обидно за свои впустую растраченные силы и он демонстративно игнорирует интересы своего партнера, мстит (но это самая крайняя мера!).
В обычных условиях Дюма не склонен ни наказывать, ни заставлять. Старается всего добиться “по-хорошему”, методом убеждения.
Не любит скандалов, предпочитает в спорных вопросах разбираться спокойно, без отрицательных эмоций и только на основе фактов.
В общении старается не применять жестких этических мер: ему неприятно ссориться, неприятно отказывать. Бывает даже неловко прервать нежелательное знакомство. Поэтому опасается бесцеремонных и навязчивых людей. (Необходимость поддерживать общение, в котором он не заинтересован, иногда воспринимается им как серьезная проблема.)
Не способен делать карьеру методом волевого давления. (Всего добивается только благодаря своему таланту, терпению и умению наладить личные контакты.) Ни лбом, ни локтями работать не способен. Условий жестокой конкуренции старается избегать. Ни за власть, ни за влияние бороться не намерен – это не его ценности. Но поставить себя в безвыходное положение Дюма никому не позволит. Не позволит лишить себя права выбора, никому не позволит посягать на свою личную свободу. Он этого не позволит даже своему дуалу Дон-Кихоту, которого иногда “заносит” по волевой сенсорике настолько, что он начинает разыгрывать из себя роль тирана и деспота. В таком случае Дюма сразу пытается логически и этически разобраться в причинах такого поведения. Старается устранить эти причины, старается успокоить и логически переубедить своего дуала. Ему приходится использовать всю свою волю и всю свою выдержку для того, чтобы при любых условиях, в самой критической и самой экстремальной ситуации сохранять подчеркнуто хорошие отношения со своим партнером. Но это уже тема описания следующей функции Дюма.
Блок ИД * 8-я позиция * Демонстративная функция * “Этика отношений”
Дюма стремится к этической гармонии во всех формах своих отношений. Для него свойственно включаться в уже сложившуюся систему отношений и выбирать там удобную позицию, соответствующую его собственным этическим установкам и сложившимся обстоятельствам.
Удобнее всего Дюма чувствует себя в условиях изначально доброжелательных отношений на достаточно быстро сложившейся близкой дистанции. (Единственные позитивные качества, свойственные проблематичной этике его дуала Дон-Кихота, – изначальная доброжелательность и быстрое сокращение дистанции.) Попав в обстановку приятных и доброжелательных отношений, Дюма старается ничем не нарушать сложившуюся этическую гармонию, а наоборот – внести в общий эмоциональный строй свою посильную лепту.
Хорошее отношение к себе Дюма воспринимает с искренней благодарностью: “Я была так растрогана его подарком, я шла домой и плакала… просто от благодарности к этому человеку!.”
Дюма очень ценит хорошие отношения и старается сделать все от него зависящее, чтобы их укрепить. Поэтому его доброе расположение иногда принимают преувеличенные, демонстративно выраженные формы.
Отношение Дюма – это всегда яркая и демонстративная реакция на отношение к нему окружающих. Если возникает какое-то недопонимание, Дюма начинает демонстративно обижаться. Однако в интересах благоприятного развития отношений со своим партнером Дюма заставляет себя не “застревать” на своих обидах, поскольку это приводит к очень серьезным этическим осложнениям, которые ему же самому и приходится выправлять, что для него представляет определенные трудности.
Аспект этики отношений у Дюма находится не на самых выгодных позициях, поэтому он делает все от него зависящее, чтобы поддержать с партнером ровные, доброжелательные отношения и ни коим образом не доводить дело до конфликта. Дюма старается поддержать любой положительный импульс со стороны партнера и использует любую возможность для того, чтобы задать своим отношениям с партнером ярко выраженное позитивное направление.
Это объясняется тем, что Дюма подсознательно настроен на очень слабую и уязвимую этику своего дуала Дон-Кихота, которому очень важно, чтобы его хорошее отношение сразу же находило отклик у партнера. Если Дон-Кихот не получает ярко выраженной реакции на свои этические действия, он начинает нервничать и выводить своего партнера на “этические разборки”, пока не убедится, что его партнер относится к нему действительно хорошо.
Если отношения выражаются недостаточно демонстративно, Дон-Кихот им просто не верит. Демонстративно выраженная этика Дюма избавляет Дон-Кихота от необходимости устраивать проверку чувств своего партнера. (Пример: Дон-Кихот, которому чувства его жены казались недостаточно ярко выраженными, однажды похитил и спрятал своего собственного сына для того, чтобы посмотреть, способна ли его супруга быть “настоящей матерью”.)
Если Дюма в силу полученного воспитания стесняется откровенно демонстрировать свои чувства, если ему кажется, что это неприлично, что его отношения еще недостаточно определились, что он пока еще фальшивит или переигрывает, у него возникают серьезнейшие проблемы со своим дуалом. Поскольку Дон-Кихоту, в силу его уязвимой этики, необходимо как можно скорее убедиться в том, что рядом с ним любящий и преданный друг.
Защищая интересы близкого и любимого человека, Дюма с удовольствием берет на себя функции дипломата. Великолепно использует свое умение налаживать контакты с людьми, он способен довольно быстро примирить своего дуала с окружающими. Дон-Кихот, в свою очередь, это замечает и воспринимает с благодарностью. В присутствии Дюма он всегда чувствует себя намного уверенней, хотя бы потому, что чувствует себя защищенным.
Дюма без особых для себя усилий успокаивает Дон-Кихота, сглаживает его этические неловкости и неувязки, переключает его на какие-то нейтральные и отвлеченные темы. В случае неловкости отвлекает от него внимание публики. Причем делает все это легко и естественно, чем и создает своему дуалу удобную обстановку для общения и помогает ему чувствовать себя хорошо, приятно, комфортно.
Демонстративная доброжелательность Дюма – непременное условие его сенсорной гармонии, основная предпосылка его сенсорной программы.
(С) Вера Стратиевская “Как сделать так, чтобы мы не расставались”
Описание СЭИ от других авторов: