СЕНСОРНО-ЛОГИЧЕСКОГО ИНТРОТИМА в этой работе называем ГАБЕНОМ, согласно фамилии французского актера Жана Габена, имевшего именно этот тип личности. К нему относятся многие из известных советских артистов и певцов:
Любовь Орлова, Клавдия Шульженко, Эдита Пьеха, Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Людмила Гурченко. Широко известны актеры Армен Джигарханян, Адриано Челентано, Луи де Фюнес.
Среди писателей это — Мигель де Сервантес, Франсуа де Ларошфуко, Ги де Мопассан, Жорж Санд, Жан Поль Сартр, Альбер Камю, Фридрих Дюрренматт, Жорж Сименон, Агата Кристи, Франсуаза Саган. Всем им в той или иной мере присущи лаконичность, своеобразная сдержанная эмоциональная насыщенность, неожиданные повороты ситуаций.
Среди художников — Тициан, Веласкес, Тулуз-Лотрек, Рерих (сын). Отображаемые ими объекты, из-за способности отображать динамику, всегда в движении.
Внешние интересы СЕНСОРНО-ЛОГИЧЕСКОГО ИНТРОТИМА, его экспансивность или инициативность вовне проявляются как сенсорно-логическая экспансивность. Она реализуется кинетическими блоками ЭГО и ИД. Волевой блок ЭГО ведает интеллектуально-ментальной активностью, ИД — физической витальной активностью. ГАБЕН — хороший тактик, способен к решению объективных ситуаций.
Внутренняя активность проявляется в интуитивно-этических переживаниях и нерешительности. СУПЕРЭГО ведает информационным банком индивида и его совестью, СУПЕР ИД является базой витальной активности и вместилищем антисовести или претензий к окружающим. Потому в субъективных межличностных отношениях ГАБЕН несмел и осторожен, не отличается и стратегическими талантами.
Блок ЭГО
СЕНСОРНО-ЛОГИЧЕСКИЙ ИНТРОТИМ отлично разбирается в окружающем пространстве и в том, какими ощущениями оно его обеспечивает. Способен заботиться о самочувствии других, всегда знает способы, какими можно это самочувствие улучшить, довести до желаемых стандартов.
Однако знание способов и их претворение в жизнь — не одно и то же. Блок ЭГО больше склонен критиковать других за неразумную, неуместную, необдуманную, нерациональную активность, чем предпринимать что-либо для кардинального улучшения собственной ситуации в пространстве. Собственным благополучием занимаются как бы между прочим при заботе о благополучии других. Когда приходится заботиться лишь о себе, ГАБЕНЫ часто кажутся просто лентяями. При заботе о близких проявляют большую предприимчивость, трудолюбие и умение свести концы с концами в самых невероятных ситуациях. Любят работу, которая другим не по плечу. Если вправду не по плечу. Приходилось встречать ГАБЕНОВ на ответственной работе в бухгалтерии, невзирая на свою «сенсорность» постоянно вкалывающих сверхурочно, потому что благополучие всего коллектива — своевременное получение зарплаты или сведение баланса — результат их творческого труда и изобретательности. Это повседневные рационализаторы, начинающие скучать, как только иссякает потребность что-то выдумывать.
Эстетический вкус ГАБЕНА, то, как он воспринимает и понимает искусство и все окружающее пространство, определяется общим развитием личности, а не давлением окружающих. Это эстеты, полностью доверяющие своему чувству прекрасного и безобразного. Переубедить можно только при наличии веских доказательств и конкретных примеров, а просто так сбить с толку, запутать, заставить отказаться от своего мнения — нельзя. Это относится не только к искусству, но и к комфорту повседневной жизни.
Чувствуют ответственность за сенсорно-эстетический комфорт во всем досягаемом пространстве. С удовольствием берутся за эту ответственность , потому что каждый чувствует ответственность по акцептным полутактам и выполняет обязанности по продуктивным.
Блок ЭГО — кинетический блок, и при его реализации индивид смел и бесстрашен. Всегда знает, уверен, что найдет выход и даже любит сложные ситуации. Добивается многого, потому что именно здесь реализуется сознательная воля индивида. .
Все пространство, как и находящихся в нем людей, оценивает по тому, какие сенсорно-эстетические чувства они вызывают и — склоняют или не склоняют к рабочей активности. Это определяется структурой блока , то есть от к . Он как никто другой знает, что людям приятно, а что вызывает дискомфорт и мешает работать. Способен воспроизводить такое самочувствие людей, которое склоняет к рабочей активности.
Акцептный полутакт ЭГО способен воспроизводить доступные ему мировые стандарты. Для ГАБЕНА это сенсорно-эстетические чувства. Если он художник — обеспечивает задуманными эстетическими переживаниями. Если хозяйственник — комфортом повседневной жизни. Мать семейства старается — вкусно кормит, красиво одевает, знакомит детей с искусством. Эти сенсорно-эстетические переживания — других и свои одновременно — интеллектуальная цель ГАБЕНА. Способен этого достичь, невзирая на объективные трудности, потому что способен противопоставлять в этом свою волю воле других. Средством достижения цели являются поступки и действия люде и, их работ а, то есть продуктивный полутакт ЭГО .
ГАБЕНУ скучно, где нечего выдумывать, рационализировать, где работа простая и единообразная. Он экспериментатор, изобретатель и рационализатор, который с большим удовольствием обучает этому новому других. Обучать — его внутренняя обязанность и потребность. Если некого учить, чувствует себя несчастным и ненужным. Над теми, кто поступает или работает нерационально, постоянно подшучивает.
«Нерациональность собственных поступков огорчает и смешит». — Е. В.
Его рационализации в основном служат облегчению труда, увеличению сенсорно-эстетического комфорта человека как во время труда, так и на досуге. ГАБЕН не терпит пустой работы, никогда не делает того, что не приносит конкретного, ощутимого результата ему или близким. Он не ДОН-КИХОТ. Об этом новом говорят, агитируют, издеваются над неучами, не умеющими беречь свои силы. С внедрением собственных предложений, в своей практике, если не являются руководителями, чьи поучения воспринимаются как приказы, медлят. До тех пор пока не сталкиваются с определенным признанием, потребностями других людей. Или не появляются последователи, желающие следовать этой программе и не способные справиться с ней собственными силами. ГАБЕН включается в активность, когда приходится помогать другим. Когда другие его на эту помощь программируют при помощи собственных интеллектуальных блоков. Полностью творческая активность — это всегда слияние двух интеллектов с двумя разными, дополняющими программами активности, одна из которых обеспечивает методом (ГАБЕН), а другая — целью (его дуал – ГЕКСЛИ).
Основное, что нужно ГЕКСЛИ, — это моральная поддержка правильности его поступков. Его предает тот, кто отворачивается после каких-то неудач в работе: ГАБЕН в этом не предает. Предать последователя собственной творческой идеи — это предать самого себя. Последователям радуются, за ними внимательно наблюдают и защищают даже в ошибках. Это присуще каждой диаде. Каждому необходимо чувствовать, что его СУПЕРИД не будет предан. ГАБЕН становится активным, когда ГЕКСЛИ гарантирует ему чувство нужности людям, их симпатию. Он же обеспечивает доброту ГАБЕНА рекламой. Вообще все этические обеспечивают своих партнеров-дуалов рекламой.
В связи с тем что ГАБЕН активизируется и реализует свой интеллект только в условиях принятия его методов работы, то есть после того, как он почувствовал свою нужность, его иногда считают лентяем и болтуном. Человеком, который лишь много говорит, а сам ничего не делает, чего-то выжидает, не хочет и пальцем двинуть. Он и вправду выжидает определенных воплей беспомощности и духовно эмоциональной поддержки. Кроме того, у ГАБЕНА нет склонности действовать безрезультатно, бесцельно, а целей сам придумать не , у мест, должен позаимствовать у других.
Недавно по телевидению велась передача о сибирском слесаре-изобретателе, нашедшем способ автоматической терморегуляции в теплицах. Там ночью заморозки, днем жара. Теплицы утром открывают, на ночь закрывают. Суть изобретения в цилиндре, наполненном маслом и капроновыми гранулами. При повышении температуры в помещении смесь разогревается, поршень выдвигается и открывает окна, при спаде — закрывает. Изобретатель — типичный, своей сенсорной ленью прихвастывающий ГАБЕН. На долгие расспросы журналистов про то, как это ему «такое» пришло в голову, что не приходило маститым конструкторам, не знавшим, что посоветовать для терморегуляции в заводских помещениях, он твердил одно и то же:
«Да поймите: это мне, мне самому приходилось каждое утро и вечер ездить на участок открывать и закрывать эти окна. Сколько я это мог терпеть? Пришлось придумать».
Что касается объема работы — ГАБЕН должен хорошо знать, что он должен и за что именно ему платят. Больше делать не будет. Гордится этой своей способностью не заниматься посторонними делами, то есть тем, что не дает пользы. Но может делать за других и с удовольствием, если это им приносит пользу и очевидную радость. Нужно лишь хотеть, и ГАБЕН будет действовать. В желаниях людей разбирается по интонациям (Оз), которые его автоматически мобилизуют.
О том, насколько ГАБЕН не переносит пустой траты сил, говорит пример из одного места заключения. Выполняющие норму выработки получали больше хлеба, чем не выполняющие. Все, за исключением ГАБЕНА, от души вкалывали. Он подсчитал, что для выполнения нормы использует больше калорий и будет голоднее, чем при ее невыполнении. А так как изобретений по кинетическим блокам в секрете не держат, объяснил это и бригадиру. Он же не против работы, он даже — за, но не может из-за этого превращаться в дурака.
Другой случай. Один ГАБЕН мечтал стать писателем-фантастом. Несомненно, из-за приятного эстетического переживания, которое дает сам акт выдумывания и списывания невероятных ситуаций и возможность поиздеваться над человеческими слабостями. Таланта было как бы и достаточно, и чувства юмора тоже. Но не мог найти издателя, не нашел нужных попечителей. Не растерялся, защитил кандидатскую в надежде, что это придаст вес его литературным опусам. «Если этого не хватит, — объявил друзьям, — напишу и докторскую. Уж после этого-то издательство не откажет, и я наконец займусь приятным для меня делом». Наверняка так и сделает.
Насколько мне известно — если ГАБЕН пишет диссертацию, это не ради науки. Науку понимает как изобретение новых методов, а не списывание и анализ каких-то явлений. Потому и на обычную диссертацию смотрит как на шаг, который приведет лишь к определенному сенсорно-эстетическому комфорту, к возможности заняться более приятным и нужным делом. И его просто будут больше любить. Любовь окружающих — основное условие его витальной активности. И когда ГАБЕН (допустим, Жорж Сименон) утверждает, что он никогда не стремился к славе, это совершенно верно: он стремился только ко всеобщей симпатии и любви.
Итак, ГАБЕН:
— во-первых, интеллектуально обсуждает эффективность работы окружающих людей. Если имеет власть: подчиненных или детей, дает им указания и приказы, изменяет способы работы с точки зрения ее сенсорно-эстетического результата. Если указывать некому, лишь вышучивает неправильно действующих;
— во-вторых, если кому-то нужно, если кто-то способен показать свою беспомощность или собственные нужды, ГАБЕН активизируется и начинает действовать, тратить собственную физическую энергию.
Однако нужно помнить, что дуал ГАБЕНА ГЕКСЛИ из-за структуры своего СУПЕРИД склонен к постоянной активности, к постоянным действиям, если только его физическое состояние достаточно хорошее. Потому, когда ГАБЕН сталкивается с просьбами что-то сделать, но уверен, что тот, кто просит, способен сам справиться с задачей, он постарается избежать активности. Другое дело, когда без него не справляются. Потому, если, например, ГАБЕН растит детей, он очень трудолюбив, но за детей не действует. Делает лишь то, что нужно для их самочувствия, и до тех пор, пока они сами с этими делами справиться не могут. Потом начинается раннее трудовое воспитание.
ГАБЕН видит, что все окружающие чем-то занимаются, ставят перед собой какие-то цели. А ему с целями трудно, он же специалист по методам. Потому чаще всего подражает тому из окружающих, цель которого выбирает как наиболее соответствующую тому, что знает о своих физических и психических способностях.
«Потому СЕНСОРНО-ЛОГИЧЕСКИЙ ИН-ТРОТИМ постоянно интересуется, чем занимаются другие люди, и постоянно проверяет оптимальность своей цели». — Е. В.
Черная логика ГАБЕНА — творческий полутакт, потому он и действует творчески, приспосабливаясь к ситуации, и каждый раз придумывает что-то новое. И даже не помнит, как в похожей ситуации действовал раньше. Блоку ЭГО присущ свой особый вид забывчивости.
Белая сенсорика — это и самочувствие. Оно обусловлено тем, что происходит в окружающем пространстве, какие объекты окружают, как на человеке отражаются. Самочувствие — это ощущения, которые приносят окружающие объекты. И — собственное тело в том числе. Большую роль в этом играет и искусство, которое, с точки зрения ГАБЕНА, «в мир привносит определенный порядок, гармонизирует его». — Е. В.
Заботятся об ощущениях других людей — холодно им или жарко, выспались они или нет, категорично подчеркивают, что «ночью нужно спать». Это тоже ради хорошего самочувствия, приятных ощущений. Элегантность человека — это тоже только способ дать другому и себе приятные ощущения и эстетическое наслаждение.
ГАБЕН заботится о самочувствии и состоянии здоровья своих партнеров. Если со здоровьем партнера плохо, от него ничего не скрывает, даже возможности недалекой смерти. Другим это может показаться жестоким, но это единственный способ заставить дуала, ИНТУИТИВНО-ЭТИЧЕСКОГО ЭКСТРАТИМА заняться своим здоровьем.
ГАБЕН — специалист в области планирования пространства, в том числе интерьера в квартире или планировки садового участка.
«Но постоянно этим заниматься и следить за порядком не любит. Вещи часто разбрасывает как попало. Пространством занимается только тогда, когда что-то начинает мешать». — Е. В.
На садовом участке, где хозяйничает ГАБЕН, геометрическая чистота. «Правильные» расстояния между всеми посаженными объектами. У параллельного ему типа ИМ — Т — наоборот — никакой геометрии.
В сексуальной жизни ГАБЕН не склонен отказываться от своих сенсорных прав, хотя внешне чаще всего держится скромно. Очень многое зависит от воспитания. Хотя ГАБЕН легче других сбрасывает с себя цепи, но для этого нужны сильные эстетические переживания. Лучший пример — жизнь писательницы Жорж Санд.
Блок ИД
Это внешний кинетический блок второго витального кольца. По первому полутакту блока (3/11) индивид полностью подчиняется воле окружения, во-первых, дуала. По второму (4/11) старается блеснуть, обязательно заслужить похвалу, привлечь внимание своей чисто физической выдержкой.
На этом блоке ничего нового не выдумывают, а лишь выбирают из предлагаемых им вариантов тот, который кажется приемлемым с точки зрения накопленной витальной энергии.
Воля за третьим тактом ИМ. Он разделен на две части: 3/1 и 3/11.За 3/1 воля самого человека, которой он подчиняет или старается подчинить других. За 3/11 — воля окружения (социум и природа), которой он сам подчиняется. Воля ГАБЕНА (3/1) проявляется в навязывании всем того, что идет за полутактом белой сенсорики: своя сознательная воля противопоставляется воле других. А параллельной ему полутакт черной сенсорики (3/11) — это уже претворение в жизнь воли и желаний окружающих и особая осторожность при удовлетворении собственных потребностей, старание удовлетворить эти потребности, не привлекая ничьего внимания, без чьей-либо помощи. Это полутакт, которым помогают другим, помощью же этих других можно пользоваться лишь в исключительных случаях. Потому в своих материальных интересах (деньги — это ) самостоятелен и честен.
ГАБЕН не способен (и не должен! ведь это 3/11) придумывать новые формы объектов. Но способен выбирать (в полутакте ведь отражаются воля и вкус всего окружения) в предлагаемом ему мире форм оптимальные. Наиболее подходящее к случаю и обязательно такое, что не является броским и одновременно — заставляет оглядываться из-за своей изящности. Выбираются модели, вызывающие эстетическую удовлетворенность в соответствии с эстетической культурой индивида. У некоторых из-за этого появляется желание найти свою особую «форму скромности», например одеваться «под сыщика». Скромного, разумеется.
Из «предлагаемое» + «наиболее приемлемое» образуется как бы определенный норматив, который ГАБЕН уже использует для оформления себя и дуалов. Формой объекта у ГЕКСЛИ ведает нерешительный потенциальный СУПЕРЭГО. Его черная сенсорика (1/1) очень чутко реагирует на все непонятное и излишнее в форме объекта, на все неэстетичное или шокирующее своей непривычностью. На все это реагирует «реактивно», то есть — так быстро, что и сам этих реакций не успевает осознать. Его недовольство или замешательство может вызвать, допустим, мятый или грязный воротничок собеседника. Проскользнуло неопределенное, далеко не всем заметное нервозное недовольство, сигнал которого полностью достаточен, чтобы это врезалось в память ГАБЕНА как что-то совершенно недопустимое. По сути дела, дуал обеспечивает ГАБЕНА информацией о полагающейся форме объектов, в которой тот разбирается лишь очень поверхностно. Как навести в своей форме надлежащий порядок, ГЕКСЛИ не знает, а пользующийся его информацией ГАБЕН — знает. Потому что у одного это потенциальный блок, а у второго — кинетический.
«Они, то есть ГЕКСЛИ, подсовывают нам дефекты своей формы, которые мы выравниваем, ликвидируем. Подсказываем, что следует изменить в одежде, прическе, осанке и т.п.». — Е.В.
Сам ГАБЕН своей внешностью, подтянутостью, чистотой конкурирует со многими. Приходилось наблюдать за хозяйством одинокого пожилого мужчины в условиях сельской местности, который даже постельное белье не сдавал в стирку, и все сияло чистотой.
Нельзя сказать, что не любят денег, но еще больше предпочитают подарки. Десятилетняя девочка выкрасила бабушке окна, за что получила в подарок серебряную ложку, казавшуюся совершенно ненужной, но оставившую приятное чувство на долгие годы.
ГАБЕН и сам любит дарить. Подарки обычно недорогие, потому что 3/11 не должно привлекать внимания, не должно вызывать насмешек. Вещь не то, что он использует для навязывания отношений с другими людьми. Вещь — это то, с помощью чего другие, прежде всего ГЕКСЛИ — специалисты по навязыванию отношений и подаркам, используют для приручения ГАБЕНА. Сначала осторожные, мелкие подарки. ГАБЕН, который принимает подарки, принимает благосклонность. Непринимающий выказывает отрицательное отношение к дарящему. Когда с кем-то порывает, обязательно возвращает подарки. Помню, как моя бабушка ГАБЕН после очередного домашнего скандала со своим сыном, а моим дядей Т вернула отрезы на платья. Возврат подарков обозначает, что воле данного человека ГАБЕН больше не подчиняется, что внешние отношения порваны. По 3/II полутакту люди подчиняются воле программирующих, но выбирают их сами и пользуются их программой лишь до тех пор, пока она не начинает явно противоречить их интересам.
ГАБЕН, который порвал внешние отношения, заботится еще об одном: чтобы человек не маячил больше перед его глазами, чтобы насовсем оставил бы его пространство, переместился куда-либо (1/1).
ГАБЕН всегда при деньгах не столько потому, что умеет зарабатывать, хотя и вправду умеет, сколько потому, что не любит покупать. Трата денег — особая статья, событие, к которому психологически подготавливаются. Не покупает, не обдумав, не зная, по-настоящему ли эта вещь ему нужна. Могут ходить в магазин и по несколько раз откладывать покупку. А иногда хотят почувствовать себя растратчиками. Тогда берут какую-то определенную сумму для того, чтобы прокутить или накупить безделушек.
В материальном плане уступать не любит и своего не упускает. Но может потерять из-за того, что не способен спорить и просить, доказывать, что что-то является виной не его, а других. Бывает, что уплатить какой-либо «штраф» легче, чем спорить, хотя по закону он прав. То есть в принципе от своего не отступает, но идти из-за этого на бурный эмоциональный контакт не согласен: «свои нервы дороже», а «с дураками не спорят».
Но может быть и так: ГАБЕН вышел на пенсию. Изнывает от безделья и придумывает всевозможные, часто совершенно пустые развлечения, но поступить на работу не может по той простой причине, что потеряет часть пенсии. А терять не может. Не может и все. Это пример неблагоприятных условий, когда вместо демонстрации умения работать и зарабатывать демонстрирует умение не проигрывать.
Каждый тип личности свои социальные «капитальные вложения», то есть то, что он дал обществу, давая другим людям, измеряет затратами по 3/11 полутакту. Потому материальные средства, которые ГАБЕН вкладывает в другого человека, должны давать социальную отдачу, например, ребенок должен вырасти в настоящего и умного человека. Иначе он себя чувствует обворованным.
Как относятся к себе как к объекту и как — к другим людям, когда черная сенсорика — 3/11 полутакта? Как для ДОН-КИХОТА или ГЕКСЛИ существует одно время — собственное время (3/11) — и они не имеют представления о том, что другие в то же время могут сделать, так ГАБЕН мало знает про других людей. На себя посмотреть со стороны, оценить тоже не способен.
Оценивать можно лишь созданное самим человеком, а не природные данные. Молодая девушка, восхищаясь парнем, говорит, что у него красивая рубашка и красивые очки, не замечая диспропорций в фигуре. Они так и говорят: «Человек начинается с воротника рубашки».
Если ГАБЕН как объект программируется другими людьми правильно и благодаря тому обучается своему месту среди других, то в социальный контекст вписывается благополучно. Если этого нет — становится заметным эгоцентриком. Эгоцентризм — сигнал бедствия, сигнал о недостатке программирующей информации. Они должны знать, что как объекты представляют, чего стоят их произведения. Если этих знаний и этого чувства нет, человек себя ощущает лишним и ненужным и ведет себя как эгоцентрик.
В связи с тем что ГАБЕН не знает, каким объектом он является для других людей, женщину этого типа достаточно назвать ведьмой для того, чтобы она стала ее изображать. Если будут называть ангелом: «она будет обязана, даже против своей воли, изображать ангела». — Е. В.
Именно потому К. Юнг всех интротимов и называл эгоцентриками.
«У нас благодаря заботливым родственникам иногда собираются случайные вещи, куча почти однокачественных вещей, почти одинаковых. Их слишком много и деть — некуда. При этом есть желание максимально их использовать. Выбросить или подарить он не может, потому что не знает, которая из тех вещей ему нужнее и которая лучше. И красивее. А как дарить, не представляя качества вещи? Качеством вещей определяются отношения между людьми: не знаешь одного, не знаешь и другого». — Е. В.
Интересное отношение к лишним вещам. ГАБЕН не коллекционер, стремится к чистому, неперегруженному пространству. Лишних вещей не терпит, старается от них избавиться.
Совершенно не устает при путешествиях, если приходится ехать по красивым и новым местностям.
Так как в качествах объекта разбирается плохо, то при покупке вещей приходится ориентироваться также и на цену и фирму. В ситуации, когда есть два объекта, но один из них на 10% лучше и вдвое дороже, ГАБЕН склонен остановиться на втором, потому что цену воспринимает как неопровержимый признак качества, гарантию качества.
«Это дает чувство спокойствия, что никто не будет придираться. С качественной вещью человек и себя чувствует более качественным». — Е.В.
Каждый объект имеет самостоятельную форму, а значит, и название на человеческом языке. ГАБЕН обязательно должен знать названия всех вещей, с которыми он когда-либо сталкивался. «Как это можно не знать названия какого-либо цветка? — удивляется садовод-любитель. — Если я увидел новое растение, должен хотя бы из-под земли выкопать и его название».
«Без названия нельзя соблюдать порядка вещей. Название — одна из форм объекта, которого не понимаешь. Или даже символ объекта. А символ понять и принять легче, чем всю систему явлений, которая для ГАБЕНА кроется за объектом». — Е.В.
Как понять это: «систему, что кроется за объектом». Дело в том, что интеллектуально, в мыслях данного типа, как и в мыслях всех динамиков, объект присутствует не как система определенных качеств, а как система ощущений, которые этот объект в разных условиях и разным людям может давать.
Что касается 4/11 полутакта — белой логики, или внешних расстояний и отношений между объектами, то здесь стараются и могут особо блеснуть, продемонстрировать особую витальную выдержку. Ведь именно на этом полутакте используется витальная энергия индивида.
Демонстративность 4/11 полутакта проявляется и в том, как ГАБЕН гордится своей независимостью и тем, что ему «никто не нужен», и в том, что он никого не боится. Из-за этого над ними подшучивают: «чего уж нельзя сказать про ГАБЕНОВ, это того, что „за компанию” повесятся». Такой рекламы и добиваются.
Белая логика 4/III полутакт — способность воздействовать на окружающих внешними отношениями — расстояниями. Заставить этим восхищаться и за это любить. В опасных ситуациях ГАБЕН упрямо ничего не боится, спокойно приближается к источнику опасности. В безопасных держится гордо и независимо, кажется холодным и недоступным. И чем ему труднее, чем более он одинок, тем более старается блеснуть этой недоступностью и бесстрашием.
Если ГАБЕН сталкивается с глупостью, с попыткой опровергнуть очевидные ему факты, он не спорит: у него отнимается дар речи. Может рассказать, объяснить, но не спорить. Споры и рассуждения — реализация . У него белая логикам — демонстративный полутакт витального кольца.
Значит, ситуацию следует решать не ментальным способом (спор), а витальным — следует увеличить физическое расстояние, уйти. Он так и делает. При возникновении спора уходит, объявив, что «не имеет времени». В этой диаде считается несолидным доказывать то, о чем не спрашивают, с чем спорят.
«Бесполезно что-то объяснять, и это даже глупо и смешно для ГЕКСЛИ. Если споришь, выглядишь дураком». — Е. В.
Этот уход — способ демонстрации своего внешнего отношения и ко всем спорам, и к тем, кто спорит. И способ привлечения внимания к своей «аристократической» выдержке. Внимание подстегивает, активизирует, прибавляет витальных сил.
«Не обязательно на нас должны обращать внимание каждый раз, когда это только возможно. Но когда обращают, легче действовать, легче чего-то добиться». — Е. В.
Но он далеко не всегда уходит. Наоборот, когда можно нажать, берет силой: выдержкой и упрямством. Силен в психологической лобовой атаке. Это его основной ход — идти напрямик, на противника. Выдерживает тот, кто сильнее. Но это только тогда, когда знает, что прав, ведь это проявление белой логики: нажать, когда не чувствует своей правоты по этому полутакту, нельзя. (Можно солгать, но это уже обход, а не прямой нажим.) Это основная поза киноактера Жана Габена: упрямство, неуступчивость, внутренняя правота и бесстрашие.
Луи де Фюнес как комедийный актер выбрал другую половину медали, показывает, как смешон этот тип, когда проявляет не упрямство, а изворотливость, изображает мелкого глуповатого комбинатора, который постоянно не прав.
ГАБЕН способен изменять внешние отношения и между другими людьми, «переставлять их, как шахматные фигуры». Из-за этого его иногда считают искусным интриганом, который бог весть какими способами этих своих целей добивается. Отличный пример такого поведения — поведение главной героини в романе Франсуазы Саган, которая таким незаметным образом меняла отношения между своими близкими. Обычно это делается не ради себя, а ради своих близких, по полученной от них программе. В опасных ситуациях ГАБЕН выручает своих партнеров, подставляя себя: он же «ничего не боится».
За какие еще расстояния между объектами ГАБЕН ожидает похвалы? За какие объективные внешние отношения?
«Любит, например, найти другими не ожидаемые предметы, вещи, которых ни у кого нет, которые особенно подходят к нужному случаю, которые удивляют, радуют. Найти, если это трудно, если на то нужны особые способности. Например, найти пропавшее». — Е. В.
Поэтому любит покупать подарки, красиво одевать детей, постоянно что-либо мастерить и… писать криминальные романы про великого Мегрэ, который все находит.
ГАБЕН всех оценивает, во-первых, по разуму, логике и часто говорит: «Я не виноват, что они глупы». Человек глуп или разумен, дурак или умница. Когда хвалят, могут сказать: «Ты умничка». Но глупость других людей (),их лишь удивляет, им и в голову не приходит, что этих глупцов можно и стоит изменять, переделывать в умных. Такое отношение у ГАБЕНА только к белой логике. С черной — наоборот. Там он терпеливо, упрямо и очень находчиво учит.
У ДОН-КИХОТА эти две логики расставлены прямо в обратном направлении. Потому чувствует себя обязанным бороться с глупостью, а что касается конкретной работы, того, как что-то делать, то если другие не умеют делать того, что он умеет, это его просто удивляет.
По этому блоку человек очень недоволен собою, если не удается удовлетворить ожидания окружающих. Однако это не угрызение совести, а лишь чувство, что он не дотянул, не справился с задачей, что мало выдержки и витальных сил.
Известен ГАБЕН, который в средней школе учился на одни тройки, а в университете был круглым отличником. В чем причина такого резкого изменения? В школе хорошая учеба не оплачивалась. В университете же его программировала материальная заинтересованность, желание получить стипендию отличника.
Блок СУПЕРЭГО
Этот блок всеядный, жадно поглощает всю относящуюся к его полутактам информацию. Во-первых, это время. Но время для него — лишь отношение между чем-то «внутренне происходящим». Воспринимаются не сами эмоции, а их ход, последовательность, пульс: «цель эмоций, направление, последовательность, что, как, куда, как долго». — Е. В. По сути дела, белая интуиция как I/I — это способ употребления времени. Время можно использовать на внешнюю активность и внутреннюю активность. Для ГАБЕНА белая интуиция — — это время, используемое на внутреннюю активность, прежде всего — эмоциональные переживания.
То, какую именно информацию из конкретного мира воспринимает в избытке данный полутакт, дает знание того, какая непоследовательность или излишества раздражают индивида. Потому что 1/1 полутакт отличается особой раздражительностью к непонятному или излишнему. У ШТИРЛИЦА в этом месте — черная этика. Он исключительно раздражителен на разные неуместные звуки, например звуки от случайного падения любых вещей. ГЕКСЛИ (I/I — черная сенсорика) раздражается при виде мелких анормальностей объекта, например наклейки на лице человека. А ГАБЕНА раздражает непоследовательность, неуместность, сбивчивость внутренних процессов. Допустим, верующий ГАБЕН не ходит в костел потому, что многие, которые туда ходят якобы молиться — а ходить туда положено только ради этого, — разглядывают окружающих, собирают сплетни. Это недозволено и раздражает на полном серьезе. Неустойчивое внимание в концертном зале тоже раздражает:
«Неуважительные эмоции слушателей оскорбляют исполнителей, лекторов. ГАБЕН гордится тем, как он уважает эмоции людей. Уважаешь эмоции человека — уважаешь его самого». — Е. В.
Как назвать поток информации, который идет на ГАБЕНА по I/I? Это — время, приносящее с собой информацию о закономерностях внутренних процессов. За неимением лучшего назовем его потоком внутреннего (отведенного на внутреннюю активность) времени. Этот поток имеет свой ритм и закономерность, он исполняет роль рельсов, с которых сойти, от которых оторваться нельзя. В этот поток попадают внутренние события, внутренние переживания, эмоции. Попадают сюда и другие внутренние процессы, любые изменения, происходящие внутри объектов.
Если внутренней жизни окружающего привычного мира грозит опасность со стороны, это опасность цельности картины мира, и ГАБЕН защищает ее всеми доступными ему средствами импульсивно и по-своему агрессивно.
Можно сказать, что ГАБЕН живет в потоках внутреннего времени окружающих его объектов. Эти потоки он и стережет, одновременно стараясь все видеть, слышать, учитывать и передавать информацию другим.
Эмоции ГАБЕНА (2/1) — его ответ на свойства этих окружающих потоков. Ответ, подчиняющийся также потребностям окружения в активности данного индивида по ЭГО. Чем больше эта активность нужна, тем больше можно и следует раскрываться по 2/1 полутакту. Лишние эмоции не нужны, они шокируют не столько окружающих, сколько самого ГАБЕНА, который чувствует себя как человек, который в душевном порыве распростер объятия, а от него отвернулись. ГАБЕНА фрустрируют все те собственные эмоции, которые обратили на себя внимание окружающих людей, потому что их нельзя реализовать на 3/1 полутакте. Желание избежать такого «прерванного действия» рождает потребность норматива. ГАБЕН уверен, что возможны разумные нормированные эмоции. 2/1 полутакт всегда мечтает о нормативах.
Можно мыслить и по-другому: объект ориентации — ритм и последовательность субъективных эмоциональных реакций окружения, возбужденности и эмоций людей. Для того чтобы все это замечать, не потерять из виду, необходима особая осторожность в проявлении собственных эмоций, которые могут прервать контакт с объективной действительностью. Контакт прерывается в то время, когда собственная эмоциональная реакция нарушает эмоциональный покой других и вызывает ответ. Срыв контакта стрессирует ГАБЕНА, показывая, что акт приспособления к социуму не состоялся.
Для ГАБЕНА приспособленность человека к социуму, его социализация прямо пропорциональны тому, насколько поток его внутренних процессов согласовывается с тем же потоком внутренней жизни социума. И насколько этот внутренний поток его жизни, его ритмы и последовательность, умение переживать и сопереживать ценятся и уважаются социумом. Короче — что они ему позволяют, — не вызывая лишнего внимания, удивления, замечаний и упреков.
Потому с проявлением эмоций обычно долго выжидают, стараются не ошибаться, не проявить свою точку МНС невпопад. Знают, что любую эмоцию можно проявить так, что она гармонично вольется в общий поток.
«Эмоциональная программа ГАБЕНА должна слиться с принятыми социумом нормами. Иначе — разрыв. Нормы — как человек должен чувствовать и что и когда должен чувствовать — формируются в голове ребенка, и уже всю жизнь ГАБЕН выполняет эту программу. В дальнейшем только немножко корригируются . внешние проявления внутренних потоков. ГАБЕН может отказаться от личных удобств и личной пользы ради выполнения личной эмоциональной программы». — Е. В.
За что, как ему кажется, он удостаивается внимания и уважения или признания окружающих?
«За способность быть внутренне ровным и за способность уравновешивать других». — Е. В.
Если он внутренне «достаточно ровный», то его заботы о благополучии людей социуму больше нужны и больше им признаются. То есть чем он более последователен в своей внутренней жизни, тем более ценен как составная частица социума и тем больше нужна его активность. Одновременно, чем это процесс ровнее и качественнее, тем больше эмоциональности человеку позволяется, потому что «тем более чисты и конкретны его эмоции» . — Е. В.
Проявляемые ГАБЕНОМ эмоции — это заявка на активность в социальной жизни, и очень стыдно, когда этой активности показывается больше, чем общество принимает от него услуг.
«Нужно быть умно, в меру эмоциональным. Каждый отрезок данной эмоции должен иметь логическую обоснованность, и каждая эмоция должна быть красиво оформлена, эстетична. Иначе говоря — нельзя терять голову. Об эмоциях можно говорить, но не навязывать их другим.
В каждодневной жизни ГАБЕН про это мало думает. Все происходит само собой, внутри него, почти мгновенно. Большинство людей этого типа, особенно когда они на социально активных, руководящих должностях, об этом никогда не думают и не чувствуют своей зависимости от эмоций. И могут со спокойной совестью сказанное нами выше отрицать». — Е. В.
ГАБЕН видит: эмоциональная жизнь одних, пусть даже и очень веселых людей, плавно вливается в поток эмоций социума и своим началом, и течением, и результатом. Другие идут вспять, как слепые, задевая своей «жестокой» (Т, Т) или «спекулятивной» (Т) эмоциональностью и вызывая шквал неприятностей. Это понятно — Т в потоке эмоций старается разобраться как в объективной данности, тогда как для Т или Т — это сфера противопоставления собственной воли происходящему вовне. Они не приспосабливаются к этому потоку, а свободно управляют им.
«На взгляд ГАБЕНА, те, что не приспосабливаются к остальным людям, могут убить или поддержать, но это всегда неожиданно и опасно». — Е. В.
Человек, эмоции которого непредсказуемы, непрогнозируемы, вызывает тревогу и чувство опасности. Что касается ИНТУИТИВНО-ЭТИЧЕСКОГО ЭКСТРАТИМА (ГЕКСЛИ), то его эмоции предсказуемы, потому что являются результатом ситуации во времени, которая контролируется ГАБЕНОМ.
ГАБЕН избегает навязывать другим свои натуральные эмоции и настроения, считает это вершиной бестактности и невежливости, плохим воспитанием, злобностью. Ведь «уважаешь эмоции — уважаешь человека». Но так как он верит в нормативы, то если только у него есть социальные возможности (дети, супруг, подчиненные), он старается подчинить эмоции окружающих известным ему нормативам.
«Эмоции должны быть логичными, и во имя порядка ГАБЕН со спокойной совестью и чувством социальной обязанности нарушает эти натуральные потоки. Не раздражает это, наверное, только дуалов. Для самого ГАБЕНА это способ взять окружающих „в руки” (норматив) своего СУПЕРЭГО». – Е.В.
Общая улыбчивость, веселость ГАБЕНА обусловливается психологическим климатом, в котором он привык существовать. В благоприятных психологических условиях, когда его эмоциональные переживания воспринимаются серьезно, с уважением и даже находят последователей, это очень эмоциональный человек, обычно отличающийся тонким чувством юмора. Как никто другой, чувствует некоторые смешные стороны повседневной жизни и великих событий, способен над всем этим подшучивать. Эмоциональная жизнь в диаде формируется именно ГАБЕНАМИ, а не их дуалами. .Это они веселят своих партнеров, поднимают их настроение, потому что «нельзя существовать рядом с хмурыми людьми. Они сами по себе вызывают тревогу.
ГАБЕН не может их обойти. Обходит только в том случае, когда совершенно уверен, что ничем не может помочь. Если помочь может, это дает чувство, что он кому-то нужен, необходим.
Дуал ГАБЕНА – ГЕКСЛИ – тоже любит веселить компанию, но сам при этом становится эмоционально пустым. Роль ГАБЕНА — заполнить эту пустоту. Внешне эта пустота проявляется хмурым настроением, иммобильностью, скованностью или непомерными жалобами. ГАБЕН все это контролирует и регулирует как „дома”, так и „на людях”. Например, ГЕКСЛИ „выступает”, „дает программу”, ГАБЕН следит за выражением лица других людей, их эмоциональным состоянием. ГЕКСЛИ не должен перестараться, его шутки не должны стать потоком эмоциональности». — Е.В.
С точки зрения ГАБЕНА, эмоции и другие внутренние переживания — это то, о чем каждый хотел бы говорить, что каждому интересно. Он способен слушать исповеди о переживаниях и эмоциях других людей, их любовные истории при условии, что эти рассказы сами по себе неэмоциюнальны. Вмешиваться в эмоциональную жизнь других может только после того, как они сами его об этом попросят. ГАБЕНУ важно знать, что он чувствует меру и такт.
В определенных ситуациях ГАБЕН не способен сдержать эмоции. Это уже срыв, катастрофа. При этом над собой теряет контроль. Потому и боится скандалов, что они ведут в пропасть. Это самая настоящая неуправляемая истерия.
«После эмоционального срыва ГАБЕН некоторое время не отвечает за свои поступки, потому что теряет нормальный контакт с миром». — Е. В.
Это относится к каждому типу личности, каждый боится сорваться на 2/1 полутакте. Для ГАБЕНА это эмоции, для ДЮМА — поступки, для ДОН-КИХОТА — чувства к людям и другим живым существам, из-за которых он способен «наломать дров».
Даже комплимент за эмоциональность или хорошее настроение ГАБЕН воспринимает с недоверием, как более или менее открытый намек на свою бестактность, несдержанность, в общем — социальную невыдержанность, низкопробность. Об упреках по этому поводу и говорить нечего.
«Комплимент фрустрирует до мурашек по спине, от упреков становится холодно. Потому, когда его называют эмоциональным, это то же самое, что называют истериком. Даже от слов „Ты сегодня слишком шумный и мешаешь и раздражаешь других” – у ГАБЕНА по спине мурашки бегают». — Е. В.
Каждому человеку по 2/1 полутакту нужна постоянная поддержка со стороны. Если этого нет: «ГАБЕН устает, и тогда он без малейшего угрызения совести демонстрирует свое плохое настроение. Это уже намек на то, что он сам называет истерией, — провокация других на вмешательство, на изменение ситуации, сигнал для дуала, что ГАБЕНУ нужна помощь, что он растерялся». — Е. В.
Кто в обществе пользуется самой большой, наиболее тонко отшлифованной эмоциональной выразительностью? Несомненно, актеры. Отсюда такая тяга к любому актерству. Здесь есть еще один момент. ГАБЕН уверен, что его ценят за постоянство его внутренней эмоциональной линии. Но эта линия может быть одна, и их может быть много. Актерство дает возможность выступать в разных амплуа, то есть демонстрировать разные эмоциональные линии. Недаром большинство эстрадных актрис этого типа не только поют, но и танцуют. Как песня, так и танец в данном случае связаны не столько с черной логикой блока ЭГО, сколько с необходимостью красиво и чисто продемонстрировать богатый внутренний мир.
Все ГАБЕНЫ в проявлении эмоций осторожны, потому на лице определенная маска напряженности. Она не сходит, даже когда они смеются. (Похожая маска на лице БАЛЬЗАКА.) Как правило, это люди с тонким чувством юмора, любят веселить других, рассказывать анекдоты и смешные истории. И при этом способны сохранять совершенно спокойные лица. Могут рассказывать самое смешное с каменным лицом и при всеобщем хохоте.
«Но это не обязательно. Если напряжения нет, могут хохотать и сами. Своим смехом легче вызвать эмоции других». — Е. В.
Интересно отношение к истории. Историей обычно интересуются, но при этом основное внимание уделяется не голым историческим фактам (в чем так сильны этические типы!), а судьбам людей, попавших в эмоциональные бури той или иной эпохи.
«Воспоминания, история мне напоминают киноленту, которую можно прокручивать на любом отрезке, сколько угодно повторять, которая, однако, имеет хронологический порядок и потому никогда не рассыпается, а лишь дополняется» . — Е. В.
СУПЕРИД
Это блок антисовести: акцептный полутакт — черная интуиция, продуктивный — белая этика. Без посторонней помощи, без получаемой от других людей информации ГАБЕН не знает своих потенциальных возможностей и того, насколько разумно и рационально ими пользоваться, на что он годен и кому нужен. При достаточном количестве сигналов раздражителей по черной интуиции активизируется белая этика. Однако если нет уверенности, что другие ответят взаимностью — не способен проявлять активные симпатию или антипатию и не способен к витальной мобилизации. Для этого необходима уверенность в чувствах окружающих. Энергичен только тот ГАБЕН, который знает, что чувства других в нужный момент срезонируют с его чувствами. Энергичность проявляется на следующем кинетическом блоке ИД, о котором мы уже говорили. Предать ГАБЕНА — это высмеять его чувства и способности.
Специфика блока СУПЕРИД ведет к тому, что ГАБЕН склонен восставать против некоторых коллективных норм сосуществования. Насколько приходилось замечать, он часто не любит школы, плохо себя в ней чувствует и с неприятностью вспоминает. «Странно, — сказал мне один ГАБЕН, — откуда эта обоюдная лютая ненависть». Имеются в виду чувства учеников и учителей, как они ему виделись.
«ГАБЕН не терпит уравниловки людей в чем-либо. К каждому индивиду должен быть свой подход». — Е. В.
«Свой подход» — это, по-видимому, отдельное отношение к способностям каждого ученика, потому что если ко всем отношение одинаковое как к одинаково способным и одаренным, то ГАБЕН не в состоянии разобраться в том, чем он отличается от других, что именно в себе следует развивать. Из-за этой неспособности и вправду может вырасти усредненной серостью. Поэтому к системе, которой пользовался А.Макаренко (T), ГАБЕНЫ обычно относятся враждебно, как к системе, которая подавляет индивидуальность. Это, по-видимому, из-за страха, что в таком коллективе не заметят их индивидуальных талантов и—не будут любить .
. Как мы уже говорили, если ГАБЕНА называют хорошим человеком или даже ангелом (это относится к СУПЕРИД), он таким и становится. Кроме того, это воодушевляет, делает энергичным и деловым, способным больше заботиться о других.
1/П полутакт, как и все акцептные такты, терпит и очень острую критику и даже воспринимает ее как заботу о нем. Например, критику за узость интересов, пассивность, халатность в отношении собственных способностей и физических сил. ГАБЕНУ нужно подсказать, какая именно работа наиболее успешно разовьет его таланты и способности.
2/11 полутакт — мимозоподобный, на любую критику и замечания реагирует болезненно, потому что ожидает лишь поддержки. Здесь он может быть только таким, каким его программируют, как от него ожидают, какие условия своими чувствами к нему создают. Вообще успешность функционирования всего блока СУПЕР ИД и то, каким он при его реализации является, определяется не самим индивидом, а окружающими.
В своих мыслях недуализированный ГАБЕН упрекает других за то, что они его по достоинству не оценивают и не подсказывают, на что именно имеет смысл тратить свою физическую и психическую энергию. Упрекает и за то, что не подсказывают, чего хотеть, чему учиться, чего избегать. И за то, что их не так любят, как надо любить.
Окно, через которое можно войти в каждого человека, купить его душу — это 2/11. Для ГАБЕНА это — внутренние чувства к нему, выказываемые глазами и интонациями.
Говоря о ИД, мы говорили, что ГАБЕН сам диктует внешние отношения и расстояния. В этом его сломать нельзя, он не уступает. Поэтому тот, кто хочет с ним подружиться, должен искать обходных путей, идти через изменение внутренних отношений. Обычно ГАБЕН влюбляется «глазами в глаза другого» раньше, чем с этим человеком официально знакомится. Бывает, что на этом уровне, то есть на уровне обмена взглядами, происходят сложные романы, о которых с большим удовольствием рассказывается друзьям. Почему ГАБЕН рассказывает о своих чувствах? Потому что хочет получить информацию о чувствах, поступках, свойствах заинтересовавшего его человека. Совсем не боится, что об этом донесут любимому. Наоборот, очень интересно, когда объект любви уже знает, что он любим, но перед ним и дальше демонстрируется холодная недоступность.
ГАБЕН ревнив и недоверчив к любимому. Ревнует к настоящим и мнимым конкурентам.
Если возникает подозрение по поводу неверности, его охватывает страх стать смешным в глазах общества. Сразу чувствует себя смешным, преданным. Отсюда все муки ревности: высмеяны эмоции, развалилась основа отношений с людьми, и он повис в воздухе, без почвы под ногами. Поэтому, если появляется неуверенность в любви (), старается порвать внешние отношения (). И один лишь только дуал способен после этого (и то не всегда) подкупить жалобами о своей беспомощности, слабости, неудачливости: а ГАБЕН — жалостлив. Если уверен в чувствах партнера, может смотреть сквозь пальцы на его более или менее легкомысленное поведение.
ГАБЕН хочет гордиться своим партнером. Это видно, когда они вместе. ГАБЕН изменяется, подтягивается и старается выдвинуть партнера вперед и всем своим видом показывает, какой ценный человек находится рядом с ним.
Обобщение
ЭМ и ИМ
Каждый организм — закрытая система энергетического метаболизма (ЭМ): воспроизводство физической энергии. Источник потенциальной физической энергии — поглощаемые внешние объекты. Энергия используется на движение, необходимое при погоне за новыми источниками потенциальной энергии ради сохранения жизни и продолжения рода. Для одних доступно и съедобно одно, для других — другое. Чем больше подвижен источник энергии, за которым охотятся, тем больше энергии уходит на его добычу.
Каждая психика — это тоже закрытая система энергетического метаболизма — производство и использование психической или информационной энергии. Источник психической энергии — поглощаемая информация. Энергия используется на ориентацию, приспособление к действительности. Каждый тип ИМ приспосабливается к своему аспекту действительности, «съедает» информацию о своем такте ЭМ. Притом — чем более сложны решаемые задачи, тем больше психической энергии индивид тратит. Тем больше он должен ее и получить.
Ментальная и витальная энергия
Действительность с точки зрения отражающей психики образована из двух частей:
— действительности, познаваемой извне, и
— действительности, познаваемой изнутри. Извне познается внешняя действительность — окружающий мир и собственный организм, который тоже видим со стороны. Но есть еще и изнутри познаваемая действительность. Это все то же, только — навыворот, изнутри организма. Это не только сам организм, но и весь через него принимаемый окружающий мир. Ведь не было бы ощущения собственного организма, если не было бы на него давления со стороны других живых и неживых объектов. Ощущая свой организм изнутри, человек неизбежно ощущает и весь окружающий мир. Это внутреннее восприятие сливает человека со всем бесконечным материальным миром. И потому через этот внутренний канал человек получает информацию обо всем окружающем мире, то есть о гораздо более отдаленных от него предметах, чем он получает, познавая действительность извне.
По этой причине психика человека расколота на две части. Одна ее часть отражает внешний мир и свой организм со стороны, как внешние предметы. Как набор обособленных друг от друга объектов. Вторая же часть отражает внешний мир изнутри организма, внешний мир как что-то непрерывное, слитое воедино, нераздельное.
Сам организм, с точки зрения психики, — что-то наподобие скорлупы. Одна часть психики наблюдает за этой скорлупой со стороны, вторая — изнутри.
Из-за этой раздвоенности психическая энергия образована из двух составных частей: ментальной и витальной энергии. Поэтому и модель А ИМ образована из двух колец: I-го (ментального) и II-го (витального), а мозг из двух полушарий.
Ментальное кольцо получает, обрабатывает и использует информацию о внешнем мире. Это осмысливание внешней действительности, сознательное приспособление к ней. Энергия используется на поиск новых способов приспособления и на распространение их среди «соплеменников». На переубеждение соплеменников в основном с помощью второй сигнальной системы.
Витальное кольцо получает, обрабатывает и использует информацию, получаемую изнутри организма (в котором отражается весь мир). Это физическое слияние с миром. Энергия используется на инстинктивное физическое приспособление к окружающей действительности.
Витальное кольцо — эхо внешнего мира в собственном теле. Это эхо выводится и наружу, но осознается чаще всего только другими людьми уже как внешняя действительность. Сам человек им пользоваться без надлежащего обучения обычно не способен. Этому обучают разные восточные учения. Простейшее начало — наш аутотренинг.
Ментальное кольцо свои ситуации решает ментальным способом: сбор и передача информации, спор, доказательства. Все происходит в основном на уровне второй сигнальной системы.
Витальное — витальными способами: прием сигналов-раздражителей и реакции организма на них с помощью первой сигнальной системы.
Психика не отрывается от окружающей действительности, и каждый полутакт информационного метаболизма сопряжен с определенным полутактом энергетического метаболизма. Вне окружающей материальной физической действительности нет мыслей, так как не образуется психическая энергия. Не образуется она и без определенной активности самого организма.
Источник психической энергии — поглощаемая информация. При этом, во всяком случае что касается человека, информация лишь о каком-то одном полутакте ЭМ физического мира. Т и п -ные различия между людьми начинаются с полутакта, служащего источником потенциальной ментальной энергии. Как разные виды животных питаются различной пищей, так разные типы психики питаются информацией о разных полутактах окружающего мира.
Воспроизводство психической энергии на примере ГАБЕНА
На примере модели А СЕНСОРНО-ЛОГИЧЕСКОГО ИНТРОТИМА рассмотрим, как мы представляем себе рождение и использование, то есть воспроизводство ментальной и витальной энергии.
В ментальном кольце происходит воспроизводство ментальной, «мыслительной» энергии, в витальном — воспроизводство витальной энергии.
Наверное, не нужно объяснять, что I такт — это накопление потенциальной психической энергии, II такт — «зажигание», или самораскрытие, превращение потенциальной энергии в кинетическую, III такт — волевая кинетическая энергия и IV такт — ее использование ради самообеспечения новыми источниками потенциальной энергии.
В своей потенциальной форме психическая энергия рождается при стремлении сориентироваться в окружающей среде и собственном организме, в одном из аспектов их функционирования — в одном такте, а точнее, в одном полутакте внешней среды и одном полутакте внутренней среды. Для СЕНСОРНО-ЛОГИЧЕСКОГО ИНТРОВЕРТА — это соответственно белая и черная интуиция, и .
Ментальная энергия
К осмысливанию окружающей действительности данный тип личности пробуждается идущим на него информационным потоком закономерностей внутренних эмоциональных процессов во времени — 1/1. Потенциальная ментальная энергия ГАБЕНА воплощается в чувстве времени. Можно сказать, что его ментальная энергия приобретает форму чувства времени. Чем больше такого рода информации, тем больше потенциальной ментальной энергии.
Эту энергию можно хранить, можно ею обмениваться с другими при обмене информацией. В собственной практике ни этой информацией, ни этой энергией воспользоваться нельзя. Точнее, энергией можно воспользоваться, но не на данном этапе ее воплощения, а лишь после превращения в кинетическую ментальную энергию на последующих полутактах. А самой информацией можно воспользоваться только при условии энергетического ее подкрепления со стороны кинетической энергии другого человека (обычно с ИД дуала). Потому что сама по себе потенциальная энергия не предназначена для использования, это лишь горючее, которое еще нужно превратить во что-то другое.
Следующий этап воплощения ментальной энергии ГАБЕНА — 2/1 , или — эмоциональное возбуждение. Это «самораскрытие» потенциальной ментальной энергии ради ее превращения в кинетическую. Этим самораскрытием или степенью эмоциональности индивида определяется, какая часть потенциальной энергии превращается в кинетическую. Важно не превратить больше, чем можно использовать на последующих полутактах, так как это грозит психической травмой. По-видимому, из-за того, что энергию, которая предназначена для использования вовне, приходится сжигать в себе. Это обуславливает особую осторожность эмоционального самораскрытия ГАБЕНА. Потому полутакт называют МНС.
То, сколько потенциальной энергии следует превратить в кинетическую, определяется потребностями общества в кинетической энергии конкретного индивида. Механизм регуляции процесса очень прост — отрицательная реакция окружающих на излишние, ведущие к излишкам кинетической энергии, эмоции индивида. Индивид просто чувствует, что он «слишком много себе позволил или позволяет». Чем больше поощряется проявление эмоций ГАБЕНА, тем, значит, большую потребность социум чувствует в его кинетической ментальной энергии. 2/1 должно раскрыться на столько, на сколько нужно энергии на 3/1. При большем раскрытии психика стрессируется из-за «ударов» по МНС.
Третий этап воплощения ментальной энергии — 3/1 . То есть хранилище кинетической ментальной энергии ГАБЕНА в сенсорно-эстетических чувствах. Чем больше энергии, тем больше чувств, так как энергетическая мощность полутакта определяет его информационную восприимчивость. На этом полутакте происходит волевое самопротивопоставление одного индивида другим. Для ГАБЕНА это противопоставление своего сенсорно-эстетического вкуса и переживаний вкусам, потребностям и переживаниям других. Свою волю проявляют после сознательного изучения разных аспектов сенсорно-эстетических чувств других людей. Поэтому ГАБЕНЫ так любят быть актерами, писателями, художниками — воспроизводить желаемые эстетические переживания зрителя. Это волевое самопротивопоставление является энергетическим самопротивопоставлением, поэтому победитель определяется количеством и качеством накопленной на данном полутакте энергии. Но используется она не здесь, а лишь на последнем, четвертом полутакте.
Четвертый этап воплощения и — наконец-то — использование ментальной энергии — 4/1 Энергия используется и на придумывание новых, более рациональных способов траты.- энергии человека при его деятельности. Это высвобождение ментальной энергии, обдуманный энергетический «удар», с помощью которого добиваются лучшего приспособления к миру. Необходимо учесть, что ГАБЕН здесь использует не физическую, а психическую ментальную энергию.
4/1 полутакт — средство достижения цели. Сама же цель намечается на 3/1 полутакте. Потому данный тип личности придумывает и внедряет такие методы работы (средства), которые экономят энергию и обеспечивают большим сенсорным комфортом (цель).
И СУПЕРЭГО, и ЭГО исполняют определенные социальные функции. Для ЭГО это — личный вклад в изменение внешней ситуации. На СУПЕРЭГО, по-видимому, проявляются определенная «антимонопольность» и честное старание не присвоить себе того, что может быть полезным и другим. Например, ГАБЕН знакомит людей с разными способами проявления внутренней жизни — .
Для этого используются все формы искусства, особенно — активное участие в них, объяснение, какую духовную пользу из этого можно извлечь.
(ДОН-КИХОТ эту социальную функцию выполняет, стараясь знакомить людей. При этом в обязательном порядке указываются всевозможные качества — «потребительская стоимость». По сути дела, он старается свести нужных друг другу людей, чувствует за это ответственность.)
В целом активность кинетического ментального блока ЭГО ограничивается следующими переменными:
— наличными психоэнергетическими возможностями, которые определяются условиями функционирования предыдущих полутактов;
— тем, насколько в том, что может дать данный индивид, социум нуждается.
Витальная энергия
Что в этом ключе можно сказать про витальную энергию, используемую на управление собственным организмом?
К физической активности данный тип личности пробуждается физическими сигналами-раздражителями, ведущими к самоощущению своего внутреннего физического Я, структуры собственного тела — 1/II . Это самоощущение человек воспринимает как что-то приятное, крайне необходимое, этого жаждет, к этому стремится и в этом своим умом совершенно не разбирается.
Эти сигналы-раздражители организм, по-видимому, получает непосредственно по соответствующему
меридиану или по определенной части нервной системы. Нам пока важно лишь то, что они иннервируют определенную часть вегетативной нервной системы и рождают потенциальную витальную энергию, которая на этом такте проявляется в чем-то таком, что можно назвать самоощущением человека.
Потенциальная витальная энергия ГАБЕНА воплощается в ощущении своей физической структуры, своего внутреннего физического Я. Чем больше соответствующих сигналов-раздражителей, тем больше потенциальной витальной энергии.
Второй этап воплощения витальной энергии ГАБЕНА — 2/11 . Это внутреннее влечение к другим людям. То есть самораскрытие потенциальной витальной энергии, ее «зажигание» приобретает форму влечения к другим людям. Окружающие способствуют своей поддержкой самораскрытию этой Ь постольку, поскольку им нужна витальная активность данного индивида, то есть сколько потенциальной энергии (1/11) следует превратить (2/11) в кинетическую витальную энергию (3/11).
Третий этап воплощения витальной энергии — 3/I . Это полутакт воли, но воли не самого индивида, а воли социума, которая ему диктуется извне и — воли природы, которую должен почувствовать сам. На этом полутакте человек себя чувствует (в данном случае это — черная сенсорика, значит, своя кинетическая энергия, Я как объект) . Потому должен иметь и обычно имеет столько энергии, сколько социуму нужно. И пользуется ею так, как его программируют.
С точки зрения ГАБЕНА, он сам — сгусток кинетической витальной энергии, которую следует использовать по программе общества на следующем полутакте. Кроме того, реально, как объект, существует лишь он сам и те объекты, которые от него отделились, то есть те, которые являются воплощением его энергии. Потому услуги другим измеряет раздобытыми для них предметами. Что касается всех прочих объектов и субъектов, то ни в каком случае нельзя противопоставлять свою волю их воле. По-моему, именно это в некоторых учениях называется волей космоса, волей природы, которые нельзя нарушать (Для каждого типа ИМ это свой аспект, другой полутакт действительности.)
Четвертый этап воплощения и использования витальной энергии — 4/11 . Это использование энергии на установление нужных расстояний как между собой и другими, так и между посторонними объектами. Из-за способности тратить на это большие количества витальной энергии могут добиться исключительно эффективных результатов. Свой 4/П стараются реализовать так, чтобы заслужить признание и любовь по первым двум полутактам витального кольца. Потому что только это их делает витально жизнеспособными, активными людьми.
Потенциальные и кинетические блоки
Необходимо обратить внимание еще на одну закономерность. В каждом кольце один из блоков является блоком потенциальной энергии (СУПЕРЭГО и СУПЕРИД). Раньше мы их называли серединными блоками, блоками постоянных сомнений и переживаний. Другой блок — блок кинетической энергии\'(ЭГО и ИД), раньше мы их называли внешними блоками, блоками решительной и упрямой активности, не знающими ни угрызений совести (СУПЕРЭГО), ни угрызений антисовести (СУПЕРИД).
Совесть — это вина, инкриминируемая себе. ГАБЕН долго не может забыть любой своей эмоциональной непоследовательности и чаще всего совершенно мнимой эмоциональной бестактности.
Антисовесть — это вина, инкриминируемая другим. Наши претензии и упреки к ним из-за того, что не имеем представления о том, что делать, как справляться со своим СУПЕРИД. Они обычно долго не высказываются и просто висят в воздухе, лишь иногда прорываясь градом упреков и претензий. ГАБЕН не прощает другому невнимания к реализации своих потенциальных способностей и отсутствия симпатии. Дуалы способны на эти упреки ответить нужным уравновешивающим ответом, показать неожиданный выход из положения, объяснить человеку самого себя. В отношениях с дуалом такие конфликты даже необходимы для более полной наладки отношений.
Острый конфликт и разочарование не возникают и в отношениях между тождиками, которые одинаково раскланиваются друг перед другом в той же самой беспомощности.
Акцептные и продуктивные полутакты
Человека можно ругать и высмеивать по акцептным полутактам любого из блоков, потому что в этих ошибках он не чувствует своей вины. Он просто не имел достаточно объективной, обильной или своевременной информации. Другое дело продуктивные полутакты. Какой бы самостоятельностью ни отличался блок, критика по продуктивным элементам всегда неприятна и всегда в какой-то мере подавляет, потому что это упрек и обвинение непосредственно в его адрес. Притом особенно опасна критика по продуктивным полутактам потенциальных блоков. Но критика по продуктивным полутактам кинетических блоков тоже неприятна, портит настроение, приводит в замешательство, а то и стрессирует.
Удалось заметить, что по всем акцептным полутактам человеку присуще чувство ответственности. Так, СЕНСОРНО-ЛОГИЧЕСКИЙ ИНТРОВЕРТ чувствует ответственность за самочувствие людей (белая сенсорика), за их постоянную ровную эмоциональность во времени (белая интуиция), за развитие людей, их внутреннее обогащение (черная интуиция), за внешние формы окружающих объектов (черная сенсорика). Это ответственность очень разной степени, но все равно сам индивид это склонен называть ответственностью. Ответственность СУПЕРЭГО заключается в защите своего полутакта окружающего мира и от себя и от других. Ответственность ЭГО — в усовершенствовании своего полутакта. СУПЕРИД — ответственно лишь за себя, чтобы не повредить другим, ИД — тоже за себя — чтобы не противопоставить своей воли воле других. Потому ГАБЕН говорит: «Я ответственен за самочувствие () вверенных мне людей и в этом направлении делаю все, доступное моему интеллекту. Я ответственен за мирную эмоциональную жизнь всех досягаемых мне людей и проявляю агрессию ко всем, кто этому мешает. Я ответственен за то, чтобы не заслонить собою возможностей , не помешать развитию другого человека. Я ответственен за внешнюю форму доверяющих мне субъектов и своих объектов».
В проявлении продуктивных полутактов человек всегда менее уверен, потому ответственности не берет и выполняет лишь обязанности. Долг — это то, что накладывается законом, моральными нормами, служебным или семейным положением и разными им признаваемыми инстанциями. Ответственность гораздо шире, что-то совершенно ненормированное. Ответственность можно брать лишь за то, что можешь полностью, но, как уже упоминалось, на уровне программы данного блока, понять и осуществить.
«Эту работу я был обязан сделать, и сделать творчески, так, как полагается, потому что это входит в мои обязанности», — как бы оправдывается ГАБЕН со своей черной логики. «Это мой долг — показать людям немного эмоций», — отвечает он на возможное недоумение по поводу своих шуток. «Это моя обязанность и даже долг — проявить по отношению к этому человеку немного симпатии, ведь в каждом человеке есть что-то хорошее», — говорит он по белой этике. «Это мой долг — объяснить ему то, чего он не понимает и о чем спрашивает (если спрашивает)», — говорит он со своей белой логики.
Дуализация
Информационный метаболизм каждого человека как на ментальном, так и на витальном кольце требует постоянного участия других людей, во-первых дуала.
СЕНСОРНО-ЛОГИЧЕСКИЙ ИНТРОТИМ только от других людей узнает о своих способностях, потому что только они, а не он способны стихийные ее проявления сравнить с такими же проявлениями других людей и достойным образом это оценить. Сравнивать способен лишь тот, кто видит данное явление со стороны, а не «изнутри».
Не менее важным является вмешательство других людей в активность 2/11, которым в данном случае является белая этика. Если в ментальном кольце есть необходимость, чтобы второму интакту люди не мешали бы своим вниманием, то здесь, наоборот, необходимы активное внимание и поддержка со стороны.
Вмешательство в активность СУПЕРИД — это забота об индивиде, постоянная сознательная забота.
По блоку ИД заботиться не надо, а только предупреждать от возможных ошибок и обеспечивать необходимой информацией. Информация, которая сюда поступает, программирует активность организма. Однако программа принимается не вслепую, она приспосабливается к реальным потребностям и возможностям организма, к тому, что он чувствует «изнутри».
Из вышесказанного можно сделать ошибочный вывод, что ментальное кольцо более самостоятельно, чем витальное, которое требует постоянного вмешательства посторонних, когда ментальное свободно рассуждает о мировых проблемах. Это не так. Когда говорим об активности ментального кольца, говорим лишь о его способности мыслить, рассуждать, поучать, но не действовать. В деятельную физическую активность оно включается лишь после активации витальными кольцами дуалов или хотя бы других людей.
Блок ЭГО включается энергично в активность только после того как приобретает последователей, желающих пользоваться его идеями, но не способных осуществить их собственными силами.
СУПЕРЭГО переходит от разговоров к действию тоже лишь после того, как обеспеченные его информацией люди начинают действовать с а м и и просто необходимо выравнивать их линию поведения.
Можно говорить о своеобразной «иррадиации» физической активности, которая передается с витальных колец одного типа ИМ на блоки ментальных колец (образованных из тех же полутактов ЭМ) другого человека. ИД своей физической активностью вынуждает к активности, провоцирует на нее СУПЕРЭГО дуала. Таким образом СУПЕРЭГО становится послушником ИД дуала, кормящегося полученной от него же информацией, СУПЕРИД своей беспомощностью точно так же провоцирует на реальную активность блок ЭГО дуала.
Вообще при кооперации в диаде инициатива новой мысли, как и инициатива новой активности, настолько постоянно переходят из одних рук в другие, что трудно разобраться, кто кому в каком месте является последователем, а кто наставником. Просто этим людям, как говорят, — легко работается.
Причина успешной кооперации между дуалами, во-первых, в том, что их модели А образованы из тождественных блоков. И притом тот же самый блок у одного всегда является потенциальным блоком, а у другого — кинетическим. И так со всеми блоками: что у одного является потенцией, для другого становится кинетической решительностью.
Блоки потенциальной энергии обеспечивают партнера информацией. СУПЕРЭГО приносит информацию о внешнем мире, СУПЕРИД — об успешном или неуспешном функционировании собственного организма. А блоки кинетической энергии обеспечивают партнера и себя решениями. Блок ЭГО решает, о чем именно должен мыслить СУПЕРИД партнера для того, чтобы сохранить доброе здравие и обеспечить активность физической жизни. Своим мыслям он подчиняет мысли партнера. И благодаря этому снимает с того любое беспокойство антисовести. А блок ИД своими поступками решает, чем придется заняться его партнеру, потому что он своей активностью подчиняет активность партнера и снимает с того любые возможные угрызения совести по поводу каких-то неуместных чувств или неуместной активности, как и переживания за свою нерешительность.
Если последовательно проследить все этапы функционирования ментального и витального колец и все этапы их взаимодействия с тождественными блоками дуала, увидим абсолютную параллельность. Ради краткости проследим это лишь по функционированию акцептных полутактов всех блоков.
Функционирование акцептных полутактов
I потенциальные блоки
СУПЕРЭГО
Импульсивная словесная или мимическая реакция на все неприятное: случайное, бессмысленное, безобразное или непривычное.
Избегание психического дискомфорта.
Жадное поглощение новой информации. В ИД дуала закладывается словесная программирующая информация о том, «что такое хорошо и что такое плохо» в явлениях внешнего мира.
Это долговременное и кратковременное программирование ИД дуала, его обеспечение программирующей информацией.
ИД эту информацию использует не только в собственной активности, по и для диктата блоку СУПЕРЭГО, чем конкретно следует заниматься.
СУПЕРИД
Импульсивная физическая реакция отталкивания от всего неприятного, вызывающего физический дискомфорт.
Избегание физического дискомфорта.
Жадное поглощение новых сигналов, раздражителей. ЭГО дуала обеспечивается наглядной информацией по I с.с. для творческих размышлений и решений. Эту информацию дуал получает, наблюдая за его витальной активностью.
Это снимает с СУПЕРЭГО угрызения совести.
Это долговременное и кратковременное программирование ЭГО дуала, обеспечение информацией, программирующей его интеллектуальную деятельность.
ЭГО эту информацию использует не только в своей ментальной активности, но и для диктата-программирования СУПЕРИД партнера.
Это с СУПЕРИД снимает угрызения аптисовссти.
II Кинетические блоки
Словесные поправки ЭГО по поводу всего недостаточно осмысленного, рационального, разумного, бесполезного или опасного.
«Заражение» других своей разумностью.
Эта реакция — энергетическое подспорье потенциальному блоку СУПЕРИД партнера.
Резкие физические реакции ИД ради исправления внешней ситуации.
«Заражение» других своей активностью.
Эта реакция — энергетическое подспорье потенциальному блоку СУПЕРЭГО партнера.
Послесловие
Эта характеристика написана совместно с социоником Егле Ведлугайте, по типу ГАБЕН. Те ее замечания, стиля которых я не меняла, в тексте выделены специально для того, чтобы читатель смог оценить, насколько стиль статика ДОН КИХОТ (я) отличается от стиля динамика ГАБЕН (она).
Жаль, что у меня не было возможности прокомментировать тексты других авторов, писавших о том же самом типе личности: К. Г. Юнга, А. Э. Личко, К. Леонгарда. Надеюсь, что это удастся сделать в будущем.