Сенсорные экстраверты и интуитивные интроверты
Первая диада: сенсорно-логический экстраверт (Жуков); интуитивно-этический интроверт (Есенин).
Вторая диада; сенсорно-этический экстраверт (Наполеон); интуитивно-логический интроверт (Бальзак).
Сенсорно-логический экстраверт, как и все экстраверты, не любит инициативы со стороны других. Кто ее проявляет неинтересен, назойлив, скучен и вообще «не такой». Порой старается этого не показывать, изображает вежливого (особенно если это девушка), но чувствует себя скверно. Человек с таким характером вовсе не сомневается, что имеет право на физическую сторону любви, если только он сам ее ищет, если она ему не навязана. Влечение, стремление к физической идентификации с другим человеком дело понятное и обыкновенное. Это непререкаемая часть его природы. Его слабое место чувства. Судя о других по себе, он знает и не сомневается, что может быть желанен, но редко бывает уверен, что также и любим. Влечение обыкновенное средство самореализации. Любовь, психическая идентификация с другим человеком не каждому доступная роскошь. Поэтому говорить о своих чувствах, пока не уверен, что партнер их ценит выше, чем он сам, не может. А если обмолвился, чувствует, как будто себя предал. Боится любви не как психической идентификации с другим, а как незаконного желания, незаслуженной роскоши. Боится не только любви, по и любых чувств. Он сам, как и его близкие, уверен, что не знает страха, ненависти и т.н. Не удивляется и не завидует.
Эмоционально вполне откровенно чувствует себя только с интуитивно-этическим интровертом, который, с одной стороны, достаточно эмоционален, хорошо понимает чувства другого и не скрывает собственные, с другой создаст впечатление очень беспомощного, потерявшегося в жизни индивида. Только столкнувшись с таким человеком, сенсорно-логический экстраверт уверен, что над его чувствами никогда не посмеются. Даже если они будут отвергнуты, это покажется столь беспомощным и неправдоподобным, что не обидит. Кроме того, сенсорно-логическому экстраверту импонирует сексуальная сдержанность партнера как предпосылка серьезных чувств и постоянства.
Нередко говорят, что мужчина ищет женской слабости, так как только слабому не боится показать свою слабость. Это неправильно. Одни люди поскольку это касается разных типов ИМ не слабее других. То же можно сказать и о взаимоотношениях этих двух людей. Сила сенсорно-логического экстраверта в его энергии, способности к логическим выводам и отречении от чувств. Его слабость в старании избежать показа чувств. Сила интуитивно-этического интроверта в его приспособлении к другим людям и умении манипулировать их эмоциями. Только сенсорно-логическому экстраверту может казаться, что любящая женщина привлекает его своим бессилием, так как на чувства и эмоции, которые не прячут, он смотрит как на слабость. Для нее же он не менее беспомощен. Ведь выбирая между сенсорно-логическим экстравертом и сенсорно-этическим экстравертом, выбирает первого только из-за его «беспомощности», то есть несмелости в любви.
Сенсорно-этический экстраверт не только не скрывает своих чувств, но, наоборот, ими гордится. Сравнительно легко, если это отвечает его внутреннему настроению, выказывает свое восхищение. И словами, и взглядами. Он всегда за полноценную любовь, за физическую и психическую идентификацию, если только это ему нужно. Даже когда чувство кратковременное. Очень хорошо знает, чего хочет от объекта любви, не склонен приспосабливаться, а только диктовать.
Сенсорно-этический экстраверт, как и все сенсорные, много внимания уделяет эстетике окружения, чистоте, порядку. Он чаще всего обладает тем, что называется врожденным вкусом, умеет хорошо одеваться и того же требует от окружающих. Внимателен к физическим данным партнера. Во всей своей деятельности очень инициативен. А вот чувства меры для измерения содеянного не имеет. Постоянно не уверен, что сделал все, что мог.
Жизнь сенсорно-этического экстраверта осложняют требования близких обдумывать свою деятельность, вести себя умно. (Чаще всего в эту ситуацию попадают мужчины, так как логикой женского поведения меньше интересуются.) Он этого не переносит, такое требование выводит его из себя, он и вправду перестает считаться с логикой. Поступает умно и логично до тех пор, пока этого от него не требуют, пока его «уважают», с ним «считаются». Нельзя спорить с его логикой. Повлиять на него можно, только противопоставляя его целям другие, более благородные и труднее доступные.
Их инициативность и деловитость настолько большие, что никакая критика, даже постоянное ворчание интуитивно-логического интроверта, которым осуждается почти каждое проявление активности, не портит настроения. Даже наоборот, критик успокаивает, показывает, что они сделали и делают достаточно много, что их деятельность замечается. Эти люди несамокритичны в отношении своей деятельности не потому, что ее переоценивают, а потому что недооценивают. Их подозревают в желании быт в центре внимания. А им лишь нужно чувствовать, что окружающий со всех сторон хаос они приводят к какому-то порядку, овладевают им.
Благодаря своей инициативности и требовательности сенсорно-этические экстраверты довольно часто разочаровываются в объектах своих чувств. Те оказываются «не такими», недостаточно понимающими порывы их души. А сущность в том, что нужен человек, к которому можно приспособиться, не приспосабливаясь. О таком и мечтают. Вот как студентка, сенсорно-этический экстраверт, описывает рыцаря своих мечтаний: 0н должен быть красивый и унылый. Глаза большие и печальные. Неразговорчив, не произносит комплиментов. И поэтому создает впечатление недосягаемого. Его мучают десятки проблем, на которые, по-моему, не стоит обращать внимания. Меня притягивают его печаль, серьезность, стараюсь развеселить, поднять настроение, обрадовать. Поэтому, если на вечеринке есть такой парень, я не скучаю, оживляюсь, становлюсь преувеличенно веселой, стараюсь развеселить его, принудить если не к смеху, то хотя бы к улыбке». Это образное описание интуитивно-логического интроверта, который в своих чувствах очень постоянен, не склонен к приключениям, желает полной зависимости от требовательного любимого. Во внимание к нему партнера верит не сразу, ждет долгих доказательств, поэтому-то и выглядит недосягаемым, серьезным и таким нужным энергичному, настойчивому, уставшему от собственного непостоянства сенсорно-этическому экстраверту.
Основная черта интуитивно-логического интроверта: он не только сам редко проявляет инициативу, что в целом характерно почти для всех интровертов, но и подшучивает над теми, кто се проявляет, если без этого можно обойтись. Все деятельные, мол, лезут на сцену, хотят быть в центре внимания или разрываются из-за собственной глупости. Некоторые это воспринимают как трезвость взглядов, объективные, независимые суждения, смелость в высказывании неприятных вещей. Других он настраивает дурно, так как всегда и
везде ухитряется «капнуть каплю дегтя». Интересно охарактеризовал этот чтит Эрих Фромм.» «Его можно узнать, писал он, по выражению лица, выглядит обычно так, будто бы принюхивается к дурному запаху; имеет необыкновенную способность омертвлять, тушить все, к чему притрагивается; скучным в общении; там, где появляется, гаснет оживленность, тухнут разговоры; его привлекает все неживое, болезненное, мертвое или механическое». Сам Эрих Фромм интуитивно-логический экстраверт, то есть противоположность интуитивно-логического интроверта. У них нет общих точек мироощущения. Если интуитивный интроверт высказал свое мнение о проповеднике оптимистической философии интуитивном экстраверте, оно звучало бы не менее красочно. (Даже когда люди с противоположными типами ИМ симпатизируют друг другу, они не понимают мотивов активности второго. Отсюда и недоверие) А тот, кому он нужен как психическое дополнение (вспомним, что пишет студентка о парне своих мечтании), является носителем душевного спокойствия и отличается особой глубиной интеллекта.
Интересное свойство интуитивно-логического интроверта уступчивость. Он любит людей сильных, хороню знающих свою дорогу и требующих уступок, люден, которые, освобождают его от необходимости придумывать цели, а сами пользуются придуманными им методами действия. Но уступает лишь в том случае, когда считает, что так будет умнее, нужно, необходимо, иначе нельзя. Говоря по-другому, охотно действует лишь там, где может со спокойной совестью сказать, что вынужден действовать, что иначе нельзя, нет выхода. В эротических отношениях он еще пассивнее, чем в любой другой деятельности. Вся инициатива в руках партнера. Он «уступает», когда иначе «нельзя». Когда иначе неумно, когда требуют обстоятельства, разум, понимание, что выйти замуж или жениться является в каком-то отношении необходимым, правильным.
Интуитивный интроверт склонен к пессимистическому философствованию. Его нередко называют мизантропом. Порой создается впечатление, что он видит вообще только черное и что он сам злое и нехорошее существо. Нет. Он лишь живет, все время будто бы опасаясь, что может что-нибудь проглядеть. Если от какой-нибудь угрожающей неприятности (удачи его меньше интересуют) не предостерегал бы заблаговременно, по-видимому, чувствовал бы себя лишним человеком.
Когда люди что-то делаютс энтузиазмом, чаще всего возможные неудачи забываются. Лишь увидев хорошее настроение, интровертная интуиция начинает напоминать о том, что нечего радоваться, что это доступно любому глупцу и что еще неизвестно, что из этого получится настроение портится, пыл угасает. Зато он непревзойдённый утешитель, когда другим не везет, когда все валится из рук, когда судьба кажется враждебной. Сущность в том, что этот тип боится всех экстравертных эмоций, его раздражают как радостные настроения, которые кажутся ему камуфляжем, мешающим видеть суть дела, так и любое отчаяние, трагизм. Он их гасит. Он сам не может поступать под диктовку эмоций, отсюда отказ от демонстрации чувствительности и склонность смотреть на всех, разрешающих себе быть такими, как на эгоцентричных детей, которых хотя бы изредка полезно возвратить в земную реальность. Вот это-то и нужно сенсорно-этическому экстраверту. Отлично, когда любящее существо может заблаговременно подумать об ожидающих проделках судьбы, охраняет своими предупреждениями от любого удара, неожиданности, а если постигает катастрофа, умеет показать относительность зла во времени.
Кроме того, нужно сказать, что его едкие замечания совершенно не портят настроение людям, которые довольны качеством содеянного. А все сенсорики качеством довольны. Слова «иначе и не могло быть», «выше головы не прыгнешь», которые на индивида с экстравертной интуицией действовали бы как осуждение, очень энергичного сенсорно-этического экстраверта лишь успокаивают. Убеждают, что не его вина, если не сделано еще больше. Одно и то же одного морально успокаивает, другому кажется упреком.
Интуитивно-логический интроверт из отдельных элементов поведения другого человека, его поступков составляет как бы действующую модель. Поэтому его невозможно чем-нибудь удивить. Отсюда его неудовлетворенность теми, в чьем поведении не хватает понятной ему последовательности, а потому нельзя составить модели поведения.
Автор — Аушра Аугустинавичуте